В СССР история авиационных кассетных боеприпасов началась в 1936 году, когда были разработаны первые образцы ротативно-рассеивающих авиационных бомб (РРАБ).

Разработчиком нового средства поражения выступило КТБ-27 (впоследствии ГСКБ-47, НПП «Базальт). Производство же, было организовано, на предприятиях Наркомата Здравоохранения.  

Ротативно-рассеивающие авиабомбы изготавливались в трех калибрах: РРАБ- 1 (1000 кг), РРАБ-2 (500 кг) и РРАБ-3 (250 кг).

Конструкция ротативно-рассеивающих бомб

Все исполнения РРАБ имели примерно одинаковую конструкцию и стояли из головного (носового) обтекателя, раскрывающегося на траектории хвостового оперения, цилиндрического сборного корпуса, системы подвески, различных исполнительных механизмов и силовых элементов.

Устройство Ротативно-рассеивающей авиабомбы РРАБ-2 калибром 500 кг
Устройство Ротативно-рассеивающей авиабомбы РРАБ-2

Головной обтекатель и хвостовое оперение изготавливались из тонколистовой стали толщиной 1 мм. Для увеличения жесткости хвостовых стабилизаторов применялось зигование, что придавало им несколько экзотический вид

Цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из стали толщиной 1,25 мм, изогнутые по дуге окружности с диаметром равным диаметру авиабомбы.

Для обеспечения жесткости на каждой створке было выполнено 4-6 зиг, а в края были закатаны стальные прутки диаметром 5 мм. Также использовались и другие продольные и поперечные силовые элементы

Внутренний объем бомбы, с помощью перегородок из 10-мм фанеры, разделяли на несколько отсеков, в которые укладывали суббоеприпасы (мелкокалиберные бомбы). РРАБ-1 имела 4 отсека, а РРАБ 2 и РРАБ-3 по три

Длина отсека определялась габаритами суббоеприпасов, которые использовались для снаряжения конкретной РРАБ. Первоначально, каждую ротативно-рассеивающую бомбу предписывалось снаряжать боеприпасами одного типа, впоследствии – разрешили поотсечное комбинирование.

Каждый отсек снаряженной бомбы стягивался 2-4 разрывными кольцами – тросами с ослабленным сечением

РРАБ-2 калибра 500 кг
РРАБ-2

Для комплектования РРАБ использовалось более двух десятков типов суббоеприпасов различного назначения (осколочные, фугасные, химические, кумулятивные, зажигательные). В зависимости от типа боевого элемента и калибра авиабомбы в нее можно было загрузить от 20 до 580 мелкокалиберных бомб.

Работа РРАБ

После сброса бомбы сложенное хвостовое оперение бомбы «расшпилевалось» и раскрывалось. Расположенные под углом 45 градусов к продольной оси авиабомбы хвостовые стабилизаторы придавали РРАБ вращательное движение, частота которого постоянно увеличивалась.

После того, как угловая скорость бомбы достигала некоторого критического значения, под действием инерционных сил, происходило разрушение стягивающих разрывных колец, створки раскрывались и боевое оснащение рассеивалось на большой площади.

Два человека подвешивают РРАБ-3 под крыло бомбардировщика Пе-8 летом
Подвеска РРАБ-3 на Пе-8

Применение ротативно-рассеивающих авиационных бомб (РРАБ)

В зависимости от боевого снаряжения РРАБ предназначались для поражения живой силы, как на открытой местности, так и в укрытиях полевого типа, автомашин, легкобронированной техники, самолетов на аэродромах, создания пожаров в застройках сельского типа и складах легковоспламеняющихся веществ.

Как следует из таблицы ниже, эффективность осколочного действия ротативно-рассеивающих авиабомб была довольно высокой

Площадь поражения РРАБ разных калибров, м2

Высота сброса, м РРАБ РРАБ-2 РРАБ-3
до 3000 225-940 280-1300 220-850
3000-5000 255-1200 315-1700 480-1100

Так как РРАБ-1, при массе в два раза, превосходящей массу РРАБ-2, уступала ей в боевой эффективности, в 1940 году она была снята с производства.

Ротативно-рассеивающие авиационные бомбы широко применялись в ходе советско-финской войны 1939-1940гг.  Финские журналисты называли их «Хлебницы Молотова» Вероятно так они обыграли заявление Молотова, что СССР не бомбил Хельсинки, а сбрасывал мешки с мукой голодающим финским рабочим.

В ходе войны были выявлены и существенные недостатки данного типа средств поражения.

  • Неудачная система подвески боеприпаса, которая не была полностью сбрасываемой. После отделения РРАБ, на носителе оставались различные тросики, шпильки, ленты и т.п. Если на тихоходных машинах с этим еще можно было мириться, то на высокоскоростных они представляли реальную опасность для самолета и летчиков. И хотя впоследствии СП была модернизирована, полностью избавиться от этого недостатка не удалось
  • Снаряжение авиабомб проводилось на аэродромах базирования, силами технического персонала авиационных частей.  Сам процесс снаряжения занимал довольно много времени. В условиях боевых действий, при необходимости восстановления поврежденной боевой техники на снаряжение просто не оставалось времени.

По итогам финской войны Комиссия ВВС рассмотрела имеющие место случаи несрабатывания суббоеприпасов и нераскрытия РРАБ. Было указано, что это является следствием не правильной подготовки боевых элементов к применению и ошибками в снаряжении РРАБ.

Самолет Ил-4 на котором подвешена ротативно-рассеивающая авиабомба (РРАБ)
Ил-4 с ротативно-рассеивающей авиабомбой (РРАБ)

Ротативно-рассеивающие авиабомбы применялись на всем протяжении Великой Отечественной войны, хотя и с меньшей интенсивностью.  Вероятно, давала о себе знать нехватка личного состава. Кроме того, загрузка контейнеров малых бомб требовалось гораздо меньше времени.

Иногда высказывается мнение, что прототипом современных разовых бомбовых кассет были контейнеры малых бомб (КМБ, КМБ-2). Это абсолютно неверно. КМБ в отличие от РРАБ изделия многоразового применения.  И являлись предтечей, находящегося на вооружении нашей авиации контейнера малогабаритных грузов (КМГУ)

В предвоенные годы и на протяжении всей второй мировой войны ведущие мировые державы вели разработку собственных кассетных средств поражения. Вероятно, самой удачной конструкцией, является немецкая разовая бомбовая кассета AB-250-3 с суббоеприпасом SD-2

Ротативно-рассеивающая авиабомба (РРАБ) на земле
Ротативно-рассеивающая авиабомба (РРАБ)