Содержание

1. Беларусь и Россия. Интеграция

1.1. Интеграция или поглощение

Интеграция России и Белоруссии, для некоторых, вопрос отнюдь не праздный а сулящий многомиллиардные прибыли.

После того, как услышишь заявление «Лукашенко не хочет интегрироваться» сразу же возникает  вопрос – а должен?

Согласно ст. 6 Союзного договора каждая сторона в общее ведение только те вопросы, которые сочтет нужным. Так что никаких юридических обязательств нет.

«1. Каждое государство — участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности»

А если говорить не о юридических моментах, а о реальной жизни то в том,  что договор подписан в такой необязательной форме вина России, а не Белоруссии.

Надо прямо сказать, что в тот период Лукашенко был самым ярым сторонником интеграции но Чубайс и его последователи сделали все для того чтобы выхолостить содержание этого договора, сделать его необязательным.

По разным причинам,  от идеологических противоречий  и до боязни, что в случае реального объединения российский народ выберет не демократов,  а Лукашенко. Можно сколько угодно проклинать/боготворить  Анатолия Борисовича, однако тогда он и был Россией.

Однако это уже история.

Подпишет что-то там А. Г. Лукашенко или не подпишет это вопрос второй, а то и третий. Главный вопрос, а хотят ли белорусы присоединяться к РФ? Их спрашивать не нужно? Хватит подписи первого, надеюсь и не последнего президента РБ?

Давайте представим, естественно чисто гипотетически, что завтра В.В. Путин решит присоединить  Россию к Китаю или к… Эстонии.

Вы все броситесь читать красные книжечки цитат великого Кормчего или учить эстонский язык и колоться, чтобы стать такими же «тормознутыми»?

У русских, проживающих в Белоруссии нет проблем (как например, на Украине или в Латвии) которые бы вызвали у них желание «вернуться в Россию». Более того, русскими себя считают 8,3% населения республики, белорусами 83,7, поляками 3,1% .

Внутренний паспорт РБ (пока еще) используется как заграничный, в России загранпаспорт есть только у 28% россиян. В  Европу выезжало около половины белорусов (против 10% россиян), при этом 15%  ездят туда регулярно. 

По удельному числу выданных шенгенских виз республика остается мировым лидером.  Только в 2018 г.  138 000 белорусских граждан (2% взрослого населения)  получили вид на жительство в странах ЕС. Карту поляка имеют 157 000  жителей республики.

Естественно, многие жители РБ бывают и в приграничных областях России, и скажем осторожно, далеко не у всех у них возникает желание стать частью Российской Федерации.

Еще более интересный вопрос, на который тоже нет ответа, зачем этим нашим так называемым «интеграторам» «присоединять Белоруссию к России» если по их же словам РБ это «болота и бульба». Белоруссия сидит на шее у России и живет за ее счет и т.д. «Интеграторы» хотят «посадить Белоруссию себе на шею» уже так сказать официально?

Ларчик открывается просто. Происходит замена понятия «интеграция» на «присоединение», «вхождение»  и т.п.

Цель вызвать неприятие интеграции в рамках союзного государства народов Белоруссии и России. Пытаясь вдолбить и тем и тем, что в результате Вас будут «объедать», «угнетать», «использовать».

В какой форме должна происходить эта самая интеграция? Однозначно не в форме присоединения, вхождения, поглощения.

И самый главный вопрос «интеграция» — это цель или всего лишь средство?

Предложение, тогда неопытного политика В. Путина, о вхождении Республики Беларусь в состав РФ шестью областями (2002 г.) резко снизило количество белорусов желающих интеграции с  РФ. И до сих пор используется западной пропагандой в качестве своего рода жупела.  Получить какой-либо консенсус по этому вопросу в белорусском обществе просто не реально.  И уж совсем не понятно, зачем в составе России нужны 6 «партизанских областей».

Вхождение Белоруссии в состав России как субъекта Федерации с расширенными правами  вообще представляет собой бомбу замедленного действия под основы государственного устройства РФ. Сразу же найдутся регионы, требующие аналогичных прав, и до  реальной  федерализации один шаг.

Вариант с созданием наднациональных органов (как бы они не назывались) с реальными полномочиями,  сразу же ставит вопрос об их соответствии Конституции РФ и Конституции РБ.  Кремль одно время педалировал эту идею по вполне понятным причинам, однако сегодня этот процесс несколько заторможен.  Впрочем, возможно и нет,  и что-то такое сидит в принимаемых поправках к Конституции РФ.

Вариант ЕС: одна страна – один голос вряд ли будет принят Российской Федерацией. В конце концов не из-за этого все делалось Ситуация как в песне Шнура про депутатов.

1.2. Отношение белорусов к России и россиянам

В Белоруссии действительно хорошее отношение и к России, и к россиянам. Более того такой тип отношения зачастую не понятен иностранцам.

Позволю себе процитировать статью  «Две не России» Г. Иоффе профессора Рэдфорского университета

«Вспоминается история, рассказанная… польской коллегой после посещения Минска», – пишет Юрий Дракохруст, журналист белорусской службы Радио «Свобода». «В переходе метро, где продавали компакт-диски с музыкой, она увидела бирки “Зарубежные исполнители”, “Российские исполнители”, “Белорусские исполнители”. И впала в ступор. Она даже спросила продавца: “А вот если российские исполнители отдельно от зарубежных, так, значит, Россия – не зарубеж?” – “Нет, конечно, это же Россия”», – ответил продавец. «Понятно. Так, значит, Белоруссия – это Россия?» – донимала моя коллега продавца. «Да нет же, Белоруссия – это Белоруссия, Россия – это Россия», – следовал ответ. Полька искренне не видела решения проблемы там, где белорус не видел [самой] проблемы»

Такое отношение не раз подтверждалось в самых разнообразных опросах.  Так в опросе, проведенном отнюдь не пророссийской «Белорусской аналитической мастерской» были получены следующие результаты:

Россия - Белоруссия: Интеграция Опрос

В любом случае  за дружественные отношение с Российской Федерацией выступает 92,6% белорусов. Однако нужно понимать, что все эти ответы  во многом зависят от формулировок вопросов. Предполагаю, что, если поставить вместо РФ, например ЕС за дружественные отношения с этой организацией будет не меньшее количество белорусов

В декабре 2019 года этой же организацией был проведен опрос с несколько другими формулировками. Согласно аналитическому докладу экспертов  Центра политической конъюнктуры:

В течение года число сторонников союза с Россией снизилось с 60,4% до 40,4%, в то время как проевропейские настроение усилились с 24,4 до 32%.

 74,6% считают, что России и Белоруссия должны оставаться независимыми, но дружественными странами с открытыми границами, без виз и таможен. 12,8% респондентов поддержали объединение в одно Союзное государство, лишь 3,7% выступили за вхождение Белоруссии в состав России в качестве субъекта Федерации. Компания по дискредитации Союзного государства,  развязанная в СМИ, приносит свои плоды.

1.3. Интеграция России и Белоруссии простыми словами

Даже такой сторонник «поглощения», как бывший посол РФ в Белоруссии М. Бабич признал:

 «Более 8 тыс. предприятий вовлечены в систему взаимной кооперации. В сфере топливно-энергетического комплекса интеграция достигает почти 90%, а в машиностроении — около 80%. Очень многое сделано в социальной сфере. Такого нет и, скорее всего, долгое время не будет ни с одной страной»

В 2019 году посольством Республики Беларусь в Москве организовано 108 визитов белорусских делегаций в российские регионы и 28 визитов/встреч Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации с руководителями субъектов федерации. Беларусь посетила 71 делегация российских регионов, в том числе 7 — во главе с губернаторами. Состоялось 263 визита делегаций белорусских деловых кругов и 126 визитов представителей российского бизнеса в Беларусь.

Согласно переписи населения, проведенной в 2010 году, в России проживает 520 тыс. белорусов. Это — крупнейшая белорусская диаспора в мире.

Россия - Белоруссия: Интеграция ВВП

Высокую степень интеграции наших экономик подтверждает тот факт, что ВВП России и Белоруссии падает/растет практически синхронно

Согласно первому плану «углубленной интеграции» предложенному Россией (13 февраля 2019 г.) предполагалось передать наднациональному органу 95% государственных полномочий РБ.

В ЕС наднациональным органам передано 18% полномочий.

Такой  подход был отрицательно воспринят руководством Белоруссии,  которое расценило его как требование «капитуляции».

Президент  РФ В. Путин согласился с  обращением президента Белоруссии А. Лукашенко о смене переговорщиков с российской стороны и  30 апреля 2019 года освободил Михаила Бабича от обязанностей посла России в Белоруссии, а также от должности специального представителя Президента России по развитию торгово-экономического сотрудничества с Республикой Белоруссия.

После назначения нового посла России в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцева переговоры были продолжены.

6 сентября 2019 года премьер-министрами России и Белоруссии парафировали программу  развития интеграции в рамках союзного государства и утвердили 31 «дорожную карту» по реализации документа.

Осенью  2019 г. Президенты Путин и Лукашенко договорились сосредоточиться на обсуждении и принятии 30 дорожных карт, а в дальнейшем вернуться к проработке 31 карты. Вероятно, по этой причине возникла новая формулировка (30 плюс 1).

Впервые о существовании 31 дорожной карты рассказал тогдашний премьер-министр России Д. А. Медведев, заявивший, что после выполнения 30 других карт «можно будет посмотреть и на 31-ю «дорожную карту».

Согласно информации РБК 31 карта предусматривает создание 12 наднациональных структур.

В том числе:

  • единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты;
  •  счетная палата и суд Союзного государства;
  • единый таможенный орган;
  • единый орган по учету собственности Союзного государства;
  • единые налоговый и антимонопольный органы;
  •  а также единые регуляторы по следующим направлениям: в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, плюс регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии;

По состоянию на июнь 2020 года согласовано 28 с половиной дорожных карт, согласование оставшейся половины от 29 чисто технический вопрос. Главное, что там зафиксировано — это определение единых подходов в организации проведения  промышленной и сельскохозяйственной политики.  Эти дорожные карты вступают в действие с 1 января 2021 г.

Одна карта, касающаяся выхода на единый  рынок нефти и газа с 1 января 2023 г. не согласована.

По мнению белорусской стороны, все карты должны вступать в действие одним пакетом.

1 июля 2020 г. посол Республики Беларусь в Российской Федерации В.И. Семашко заявил:

«Я должен вас проинформировать, что вчера состоялось знаковое мероприятие, когда встретились министры энергетики России и Белоруссии Новак и Каранкевич, присутствовали и от посольства люди, и был Алексей Миллер. И мне показалось, что понимание созрело <…> Вчера по докладам я понял, что назрело понимание, что надо двигаться дальше и двигаться к единому рынку газа»

Беларусь не удовлетворена существующими ценами на газ и разногласиями с Газпромом

«Но мы видим, что есть понимание, и мы считаем, что такую задачу надо ставить. К 1 января 2022 года мы должны решить ту задачу, которую ставили в 2017 году»

По словам посла В. Семашко отсутствие реального движения по энергетической тематике, устранение барьеров и создание равных условий не позволили выйти на подписание подготовленного пакета документов. Он заверил, что Минск готов в любой момент сесть за стол переговоров по данным документам. Подходящим будет сентябрь-октябрь, когда нужно будет вернуться к переговорному процессу.

В марте  Минск взял паузу в ведении переговоров по «углубленной интеграции» мотивируя это нерешенностью вопросов энергетики.

Посол РФ Д. Мезенцев:

«Я тоже имел честь присутствовать на всех этапах заседания рабочих групп, так называемых заседаний групп Крутой-Орешкин. Мы помним те ожидания, и тот определенный эмоциональный подъем, с которым мы подходили к 20-летию Союзного договора. Мы ожидали, что с января текущего года переговоры продолжатся уже по формированию, по сути дела, единого рынка в рамках очень близкой, а в перспективе — единой, сквозной нормативной законодательной базы Союзного государства.

Что помешало? Помешало — на суд всех присутствующих скажу — может быть, не всегда возможность и готовность сторон сочетать национальный интерес с интересами единого рынка Союзного государства, неготовность сделать шаги в пользу будущего, с учетом минимального формального ущерба в отношении настоящего, в том числе экономического положения, оперативного пополнения национальных бюджетов»

Вероятно, процесс создания единого экономического пространства России и Белоруссии вступил в завершающую фазу. Именно с его успешным продвижением связанна беспрецедентная информационная компания,  развязанная в России (да и Белоруссии) как против президента А. Лукашенко, так и против Союзного государства,

Эту компанию можно сравнить только с тазобедренным суставом Примакова. Настоящая истерика, либерастов всех мастей, в том числе и выдающих себя за «патриотов». Причем разговор искусственно смешается на подмену понятия «интеграция» на понятия «вхождение», «присоединение»

Стоит ли разрушать здание, которое возводилось два десятилетия только для того, чтобы очередной наш олигарх купил пивной заводик в Белоруссии? Причем  по цене однокомнатной квартиры в районном центре, как он привык это делать в 90-е годы в России? Нынешние  «эффективные»  никак не поймут, что того бандитско-воровского раздолья,  как было в России при Ельцине, не было ранее и больше надеюсь никогда не будет, ни в России, ни в Белоруссии.

Ранее США и ЕС не высказывали особой заинтересованности в проведении «белорусского майдана» ввиду высокой степени эскалационности данного сценария. Их вполне бы устроили некоторые обязательства А. Лукашенко.

Однако в связи с достигнутым прогрессом (не смотря на все споры и даже переносы продолжения переговоров) этот вариант становиться все более приемлемым.

Следует ожидать попытки организации майдана и в Белоруссии, с целью не допустить практически согласованное подписание дорожных карт, дальнейшую интеграцию наших стран в составе Союзного государства. Ввиду важности этой задачи, для ее решения будут мобилизованы все силы, в том числе и в России. Не стоит воспринимать действия или высказывания каких-либо компаний, пусть и государственных как позицию государства. К сожалению, доля прозападных сил на всех уровнях управления как государственными, так и коммерческими  и информационными структурами  непропорционально велика

2. Перспективы России и Белоруссии

2.1. Разрушение Союзного государства и отрыв Белоруссии от России

Сегодня мы становимся свидетелями разыгрывания политического сценария, в качестве приза, в котором – медленный отрыв Беларуси от Союзного строительства. Сегодня в этом заинтересованные самые разные силы, как к западу от РБ, так и к востоку.

В глобальном мире позиция крупных субъектов хозяйственной деятельности (СХД) а попросту ТНК далеко не всегда определяется страновой или государственной принадлежность. Для России это даже более верно, чем для стран Запада.

Ввиду высочайшего уровня интеграции России и Белоруссии в самых различных областях (политическая, военная, экономическая), благожелательного отношения народов двух стран друг к другу «провести отрыв» в один этап не представляется возможным, поэтому реальной может быть только политика постепенного отрыва.

Предполагается перевод Республики Беларусь из категории «союзника» России в категорию «доброго соседа» другими словами превращения РБ в «буферное государство» между Россией и странами НАТО. Учитывая, что «буферного государства» в данном контексте быть не может по определению, предполагается повторение РБ пути Украины.

По ряду причин вариант «белорусского Майдана» ранее не рассматривался. Однако вследствие значительных успехов в процессе углубленной интеграции между РФ и РБ, а также роста китайского влияние в Белоруссии теперь такое развитие событий  представляется возможным.

И цель предполагаемого майдана совсем не Лукашенко, а Россия.

Для осуществления варианта «отрыва» необходимо создание нескольких условий, важнейшие из них:

  1. Сделать сотрудничество, в первую очередь экономическое,  Республики Беларусь с ЕС и странами Запада более привлекательным, чем сотрудничество с Россией и Китаем. Других «скреп» для межгосударственных отношений РФ и РБ не существует.  Да и откуда им быть у капиталистической, не имеющей идеологии Российской Федерации и практически социалистической Республики Беларусь. Со своей стороны определенные силы в России делают все возможное для того, чтобы сделать экономическое  сотрудничество с РФ не выгодным для Белоруссии.
  2. Информационная компания, направленная на разобщение народов РБ и РФ. Учитывая языковую общность, совместное проживание, во многом общую историю, отсутствие границ, возможность свободного выбора места жительства, места работы, учёбы, социальные вопросы (например, перевод пенсий) не представляется простой задачей.  Однако… вода камень точит.

Тут все карты у наших американских партнеров. В США стекаются 95% доходов от всего мирового медиа-бизнеса. Не думаю, что у кого-то возникнут сомнения по поводу того,  кто владеет информацией в современном мире. Отсюда все эти статьи на тему кто кого объедает, оскорбляет и наклоняет.

Синхронно с антибелорусской компанией в российских СМИ, ведется и антироссийская  как минимум в оппозиционных белорусских. Не является новостью что зачастую и там и там заправляют одни и те же люди.

Стратегия запада после широко известного заявления:

«сначала нам нужно оторвать Украину от России, потом Беларусь, а страны Центральной Азии сами определятся, но мы будем этому помогать уже в более поздний период».

Не претерпела никаких изменений. Разве что производятся какие-либо косметические (технические) корректировки.

Один из последних известных (и серьезных)  сценариев изложен в работе корпорации RAND «Extending Russia Competing from Advantageous Ground».

В этом 350 страничном труде рассмотрено множество вариантов как нагадить России с наименьшим риском и потерями для себя. От поощрения эмиграции талантливой молодежи и трубопроводов,  до использования социальных сетей для дискредитации российской политики и органов государственной власти, подрыв доверия к российской избирательной системе, доведение до населения, что  политическая элита не служит интересам общества, подстрекательство к протестам и ненасильственному сопротивлению, подрыв имиджа России за рубежом. И т.д. и т.п.

В части Белоруссии там сказано:

Белоруссия занимает видное место во многих конфликтах между США, НАТО и Россией. У руля Белоруссии находиться надежный друг России — президент Лукашенко. Он обеспечивает буфер между Россией и основными странами НАТО и является первым звеном в сухопутных линиях связи России между материком и Калининградом— российским анклавом, полностью окруженным Литвой и Польшей.  Беларусь является самым важным союзником России

Выгода в мире с нулевой суммой, лишение (отказ) России ее единственного истинного союзника было бы явным геополитическим и идеологическим выигрышем для Запада. Это положило бы конец “последней диктатуре Европы » — давней политической цели США. Более того, это подорвет попытку России создать ЕЭП, конкурируя с ЕС, осложнит любую попытку России применить военную силу против прибалтийских государств и еще больше изолирует Калининград.

Однако вероятно Белоруссия  важна для России даже больше, чем Украина. Поэтому на любую попытку «цветной революции» может отреагировать очень жестко. Так как «цветная революция» невозможна без участия прибалтийских членов НАТО и Польши они могут подвергнуться сильнейшему нажиму России, в том числе и военному. Кроме того, этот сценарий подразумевает большое количество беженцев в ЕС, а там сейчас не до этого. Это путь  эскалации с непредсказуемыми последствиями.

Лучший вариант чтобы Лукашенко сам отказался от союза с Россией, а последняя  ему в этом помогла. Это обеспечивает решение проблемы без опасной эскалации.

С этим произведением американской политологической мысли можно ознакомиться по ссылкам ниже:

Полный текст доклада РЭНД «Extending Russia»

Краткое изложение доклада «Extending Russia»

2.2. Запад против России в Белоруссии

Для решения первой задачи за последние несколько лет страны Запада предприняли ряд мер.

Разблокировано сотрудничество в области финансов. Так в 2019 г.  с международными финансовыми организациями заключено 9 соглашений на реализацию инвестиционных проектов на общую сумму 837,3 млн. евро.

Создаются разнообразные площадки для обеспечения проникновения ЕС в РБ. Недавно создана «Стратегическая консультативная группа Беларусь — Германия», второе дыхание придается уже существующим программам («Восточное партнерство», «Еврорегионы» и т.п.)

В настоящее время в США рассматривается вопрос о предоставлении Белоруссии статуса страны с  рыночной экономикой.  Этот статус откроет РБ доступ к американским рынкам и финансовым инструментам. Впрочем, и к европейским тоже.

В этом же ключе, во многом» стоит рассматривать и отказ Польши от продления договора с Газпромом на прокачку газа. Аукционная система и правила ЕС не позволят ГП полностью загрузить трубопровод, и создаст  возможность для реверса газа в Белоруссию с западного направления.

Что предлагает ЕС и США за «закрытыми дверями» знают только участники переговоров и консультаций.  Вероятно,  и уже ставшие традиционными «10 млрд. долларов за отказ России в праве эксплуатации военных объектов на территории РБ».

Впрочем, США и тут, как обычно, не складывают все яйца в одну корзину. Сегодня их особенно беспокоит Китай,  и следовательно превращения РБ в форпост Китая в Европе. Первой ласточкой (за исключением кредитного сотрудничества) является начало реальной работы по  белорусско-китайскому  индустриальному  парку «Great Stone» с управлением по образцу китайско-сингапурского парка в Сучжоу. Там созданы уникальные условия для резидентов, что сулит ему огромные перспективы.

Собственно соглашение с Китаем было подписано в 2011 г. однако впоследствии КНР решила сделать ставку на Украину.

 Многие считают, что причиной  украинского майдана был  отказ Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Ему прямо  сказали, что если не подпишет он, то подпишет уже другой президент Украины. Все это так.  Однако была еще одна — огромные инвестиционные соглашения с Китаем. КНР явно взяла курс на превращение Украины в свой «плацдарм» в Европе. Это не могло понравиться ни США, ни ЕС, ни России.

В последние годы (2016 г.) Китая явно переориентировался с Украины на Белоруссию. Политическая стабильность дорого стоит. Этот факт не мог остаться незамеченным и в США. Если даже в ходе возможных/предстоящих волнений в РБ режим Лукашенко устоит,  Китаю будет послан мощный  сигнал (сравнимый с украинским),  о возможном ходе дальнейшего развития событий.

Тем не менее, в странах ЕС и США существуют различные подходы к  решению «белорусской проблемы». Как на межгосударственном уровне, так и внутри элит разных стран. И при определенных условиях США вполне устроят некоторые обязательства, которые возьмет на себя А. Лукашенко.

2.3. Борьба против Белоруссии и Союзного Государства в России

Российская Федерация на протяжении последних нескольких лет демонстрирует разновекторное отношение как к РБ, так и президенту А. Лукашенко. Это свидетельствует об определенных разногласиях среди российского руководства.

Министерство обороны РФ, МИД неоднократно положительно отзывались о Союзном государстве, выполнении Минском своих обязательств. Заявляли о стремлении запада (и не только) разрушить союзнические отношения между РБ и РФ.

В свою очередь Минфин и МЭР постоянно выступали с самыми разнообразными претензиями. Обвиняли РБ в «иждивенчестве». То соглашались предоставить кредит, то отказывались, потом опять соглашались, но уже с условиями, не имеющими к кредиту никакого отношения.

Ситуация не новая. В свете экономической парадигмы, принятой в 1991 г и построенной в результате  социально-экономической системы нет места геополитическим, национальным и иным интересам Российской Федерации.  У нас один интерес – доллар США, причем потраченный даже не на «себя», а на обеспечение безбедной жизни т.н. «золотого миллиарда».

Особенно ярко этот подход проявился в начале 2000-х. После знаменитого «Броска на Приштину» уже в 2003 г. Квашнин заявил:

“У нас не осталось стратегических интересов на Балканах, а на выводе миротворцев мы экономим 25 млн. долларов в год”.

Как следствие, российские миротворческие подразделения были выведены из Боснии и Герцеговины, а также из Косово. В этом же ряду Камрань (лучшая бухта в ЮВА) и уникальный центр РТР в Лурдесе. В последнем случае не остановило даже то, что незадолго до ухода была проведена его дорогостоящая модернизация.

По мере кризиса капиталистической системы снижается «доходность данного предприятия» для всех его  участников, в том числе и для России.

Уменьшать «российский взнос» в свое благосостояние запад категорически не согласен. Это ведет к понижению уровня жизни населения России и социальным катаклизмам, угрожающим существующему строю.

С «бухгалтерской» точки зрения необходимо избавиться от союзников, сократить расходы на оборону, принять условия запада и капитулировать, наконец-то стать «цивилизованной страной». В «парадигме доллара» другого подхода просто не существует.

Это даже не тупиковый путь решения сиюминутных проблем,  это шоссе предательства. После «дерибана» Белоруссии наступит черед других стран ЕАЭС, потом последует процесс избавления от «экономически не эффективных»   регионов России.

В формирующемся мире макрорегионов, ввиду низкого экономического веса, мы не можем стать ядром одного из них. Это результат правления как «чистых» либералов, так и «либерал-патриотов». Тем не менее, наличие собственного экономического пространства в виде ЕАЭС усиливает позиции РФ в предстоящем торге об условиях вхождения.

В этом разрезе очень велика роль РБ, единственного осколка Советского Союза сохранившего возможность полного цикла производства узлов, агрегатов и машин как минимум в рамках доставшегося ей наследия.

При государственном подходе РФ выгодно встраивать предприятия Белоруссии в свои технологические цепочки. Причем при максимальной автономии существующего социально-экономического устройства Республики Беларусь.

Перенос нашей экономической системы и бизнес-практик  в эту республику приведет к эффекту аналогичному российскому. Промышленное производство очень быстро будет удушено. Это прекрасно понимают и в Белоруссию, поэтому и говорят максимум об унификации законодательства РБ с российским.

Необходимо вывести за скобки  идеологические противоречия между Лукашенко, «его» Белоруссией и значительной частью российской политической элиты, в первую очередь либерального толка.

Государственные интересы должны взять верх. При соблюдении РБ, взятых на себя политических, военных и экономических обязательств,  для нас не должно быть разницы, какой социально-экономический строй существует в Республике  Беларусь.  Более того руководство России должно обуздать аппетиты отечественного олигархата в части «поглощения» белорусской государственной собственности.

Антибелорусская информационно-пропагандистская компания, развязанная в российских СМИ,  приобрела черты специальной пропагандистской операции. По своему накалу она сравнима только с «тазобедренным суставом Примакова».

Дошло до распространяя, через российские социальные сети и СМИ,  «материалов» откровенно антироссийских и русофобских ресурсов. Цель одна «показать» населению России как Лукашенко и белорусы «сидят у него на шее и шикуют за его счет».

Подспудно проводиться мысль, что именно Белоруссия является причиной ухудшения экономического положения населения России, что невозможно в принципе, ввиду масштаба экономики наших стран.

Поводом для проведение этой пропагандисткой операции стало успешное продвижение процесса «углубленной интеграции» между Россией и Белоруссией.

По этому поводу пришлось высказаться даже послу РБ в Москве В.И. Семашко

«Нас откровенно оскорбляют фейковые заявления, что мы являемся нахлебниками, что нас кормят бесплатно, помогают во всем и так далее. Это абсолютно ложные представления».

Ему вторит и  посол РФ в Белоруссии Д. Мезенцев:

«Давайте любого юного гражданина Беларуси, встреченного нами, скажем, на проспекте Машерова, спросим: что он знает о совместных российско-белорусских исследованиях в сфере космоса? 8 из 10, полагаю, затруднятся с ответом. А по поводу споров о ценах на нефть и газ, возможно, вспомнит каждый второй. Нам нужно уходить от этого несбалансированного, неверного, неточного формата представлений друг о друге, и тогда угроз развитию и углублению наших отношений будет значительно меньше».

Судя по всему, совместная поездка на белорусский «Пеленг» с Д. Рогозиным произвела на посла сильное впечатление.

Согласно опросу, ВЦИОМ (21 июля 2020 г) 21% россиян считает, что российско-белорусские отношения ухудшаются. По мнению 27% россиян отношения между странами спокойные, 17% считают их хорошими, а 15% дружественными. В негативном смысле отношения охарактеризовали только 6% россиян – они считают их напряженными.

Отношение к президенту Белоруссии А. Лукашенко соответствует отношению к стране  — положительное или нейтральное.  Положительно к А. Лукашенко относятся 52% россиян, безразлично – 35% и только 9% относятся к нему негативно.

Вероятно это количество как-то связанно с особенностями человеческой психики, точнее с количеством носителей того или иного ее типа.   Например, если мы возьмем тот же Ислам, то там численность сторонников ваххабизма (явных и не явных) составляет максимум те же 10%

Наиболее сильные эмоции, испытываемые россиянами в отношении А.Г. Лукашенко: уважение, симпатия, доверие.

В конце 2018-начале 2019 в российских либеральных (=прозападных) СМИ была  развернута антибелорусская медийная компания, связанная с началом переговоров об «углубленной интеграции».  Эти действия  привели к увеличению количества россиян (21%) считающих, что отношения между нашими странами  ухудшаются. 

После назначения послом РФ в Белоруссии адекватного Д. Мезенцева и освобождения М. Бабича от должности Специального представителя Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономического сотрудничества с Республикой Белоруссия эта компания пошла на спад, начался нормальный рабочий процесс. В результате доля россиян, считающих, что наши отношения ухудшаются, снизилась до 11%.

В начале 2020 г. в связи с явным прогрессом в ведущихся переговорах, предстоящими выборами в РБ и заинтересованностью некоторых российских ТНК (какой бы статус они официально не имели) в отстранении А. Лукашенко от власти и смены существующего  социально-экономического строя начался новый этап антибелорусской компании переросшей в специальную пропагандистскую операцию.

В общем, то белорусскому руководству удалось нивелировать ее последствия, в то же время количество россиян, считающих, что отношения ухудшаются,  достигло 21%

Можно сказать, что все заклинания о влиянии на население России  «путинского зомби-ящика», как  впрочем, и агентов госдепа орудующих в социальных сетях и вещающих из «каждого утюга и холодильника» (кстати, это не метафора, а просто бред) не имеют под собой никаких оснований. Бытие определяет сознание.

Все эти утверждения пропагандируют т.н. называемые политтехнологи и пропагандисты всех мастей для обоснования своей важности и как следствия получения денег себе родимым на безбедную жизнь. Ну и оправдания своих провалов естественно.

Пропаганда не способна оказать какого-либо более-менее длительного влияния на настроение населения, тем более низкокачественная. Влияние оказывает воспитание, однако, это уже несколько другое понятие, требующее более развитого умственного аппарата, чем пропаганда.

Таким образом, можно считать, что все эти антибелорусские статьи и прочие материалы,  заполонившие российские СМИ и социальные сети отражают мнение либерального меньшинства, составляющего примерно 10% от населения России.

2.4. Будущее России и Белоруссии

Касаясь будущего российско-белорусских отношений и СГ, известный «ястреб», удаления которого не раз требовали наши американские «партнеры» бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов.

«Что до Белоруссии — там ситуация на 90% зависит от поведения Москвы. Если мы будем рассматривать Белоруссию так, как это делали до сих пор — как младшего бизнес-партнера, прикрываясь формулой Союзного государства, — шансы на разворот Минска в сторону Запада и США весьма велики…

И с уходом Александра Лукашенко с политической арены ситуация в Белоруссии может поменяться очень быстро. И не в нашу пользу».

По большому счету с учетом просто различных весовых категорий наших стран вариантов у Минска совсем не много.

Лукашенко может пригрозить и при необходимости выйти из СГ, оставаясь при этом в ЕАЭС. При этом Минск с учетом налогового маневра ничего не теряет.

Дискриминировать страну-члена Евразийского Союза – значит подрывать отношения с другими участниками организации, которой Москва весьма дорожит. Кроме того, в этом случае РБ приобретает поддержку других участников организации, имеющих схожие проблемы с Москвой.  Судя по всему, интернационализация двухсторонних торгово-экономических споров вариант для РФ крайне нежелательный.

С помощью Китая можно попробовать «пересидеть» год-два-три, однако в стратегическом плане это проблемы не решает.

Остается так называемый «побег на запад», о котором много говорят наши либеральные сограждане, прикрывающиеся патриотическими лозунгами.

При продолжении экономического давления и тем более в «пост лукашенковской» Белоруссии — это весьма реальный вариант развития событий.

Сегодня РБ слишком привязана к Российской Федерации экономически. Ни о каком неожиданном «побеге» речь не идет. Однако препоны создаваемые «экономическим блоком» ведут к снижению уровня интеграции и уменьшению доли России во внешней торговле РБ. Влияние России падает,  ну а Лукашенко увеличивает поле для маневра и  получает более выгодные переговорные позиции.

В том числе и по этой причине попытки российских представителей «нажать» на Белоруссию экономически заканчиваются компромиссами. Слишком велики потери РФ в случае недостижения оных.

Если процесс поглощения неизбежен, то пусть лучше поглотит запад. Так как  РФ и сама стремиться стать его частью, лучше уж напрямую, чем через посредников. Не стоит забывать, что майдан был поддержан украинскими олигархами  только потому, что они сочли поглощение западом более безопасным для себя, чем поглощение Россией. И определенные резоны у них, безусловно были.

Более того РФ не смогла оказать эффективную помощь Януковичу, в его борьбе с антиконституционным  переворотом. Москва постоянно демонстрирует белорусской элите возможность отказа от ранее достигнутых договоренностей.  Политика «поглощения» настраивает  ее против РФ, ибо нет никаких гарантий сохранения честно/нечестно нажитого.

Сейчас по сценарию, должен появиться  очередной «турбопатриот»,  радетель российских (олигархических) денег, по его мнению,  убийственным вопросом — «Как, Россия снова должна?»

Отвечаю, большими буквами, чтобы дошло,  ДА, РОССИЯ ДОЛЖНА.

Если Российская Федерация хочет оставаться мировой державой, да что там мировой, даже региональной она должна и много.

Создавать  экономически привлекательные условия для нахождения других стран в едином экономическом пространстве/зоне влияния, заниматься подготовкой кадров, как для гражданских отраслей, так и для вооруженных сил, причем за свой счет или на льготных условиях. Поставлять ВВТ союзникам  максимум по внутрироссийским ценам, а то и бесплатно, учить русскому языку, создавать и поддерживать,  в том числе и финансово, пророссийские объединения и политические партии, средства массовой информации и много чего другого должна.

Мы не можем замыкаться в искусственных границах бывшей РСФСР. Такой вариант практически идеален для наших внешних и внутренних врагов. Это продолжения политики «загнать русского медведя обратно в леса»

В противном случае …

Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д. Мезенцев так охарактеризовал состояние российско-белорусских отношений 15 апреля 2020 г. Как раз в то время, когда была развернута компания по российским тест-системам и т.д.

«У нас не все друзья и не все, даже в наших странах, с горением в сердцах занимаются упрочением союзнических отношений, не все готовы во что бы то ни стало добиться успеха Союзного государства. Эти люди представляют разные структуры, политические партии и так далее, и это совершенно естественно. Но убежден, что в главном у руководства наших стран, у руководства внешнеполитических ведомств, регионов позиции одинаковые в том, что друг без друга мы не можем, друг без друга мы слабее»

Сегодня в развитии российско-белорусских отношений сохраняется значительная многовариантность. Конечный результат зависит от того какая точка зрения возьмет верх в российском руководстве. Либеральная сегодня именуемая «патриотическая» или же государственная,  которую эти самые либералы уже окрестили «имперской».

3. Информация о Республике Беларусь

Беларусь — равнинное государство, расположенное в центре Европы (28–32° восточной долготы, 51–55° северной широты) на территории 207,6 тыс. кв. км, 38,5% которой занимают леса. Граничит с Польшей, Литвой, Латвией, Россией и Украиной.

Население Республики Беларусь на 1 января 2019 года составляло 9,475 млн. человек, из которых считали себя белорусами – 83,7%, русскими – 8,3%, поляками 3,1%.

Депопуляция населения более низкая,  чем в соседних прибалтийских странах и Украине.

Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Действует Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.96 и 17.10.2004 г

Из 6 государств т.н. «Восточного партнерства ЕС», Белоруссия единственная полностью контролирует всю свою территорию.

День Независимости  Республики Беларусь отмечается  3 июля, в день освобождения Минска от немецко-фашистских оккупантов. До референдума 1996 г День 6езависимости праздновался 27 июля в день принятия Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР.

Белоруссия является единственной из бывших советских республик День независимости, которой не привязан к распаду СССР

В 1995 г. была принята новая государственная символика, основой которой послужила государственная символика БССР

В том же году, был проведен референдум,  в результате которого русский язык наряду с белорусским, признан государственным языком РБ. Сегодня только в Республике Беларусь русский язык является государственным, кроме России естественно.

Страна бедна полезными ископаемыми, исключение составляют лишь крупные Старобинское и Петриковское месторождения калийной соли.

На территории Белоруссии добывается примерно 1,7 млн. тонн нефти.

Беларусь так же ведет добычу нефти и газа  за рубежом.  Добыча в РФ составляет примерно 260 тыс. тонн нефти и 290 млн. кубов природного газа. В Венесуэле за период 2008 – 2018 гг. добыто более 9,3 млн. т нефти и 7 млрд. куб. м газа. В Эквадоре в 2017-2019 гг. пробурено 10 добывающих скважин, 1 сбросовая скважина, добыто более 260 тыс. т нефти.

Белоруссия традиционно специализируется на обрабатывающей промышленности, машиностроении, радиоэлектронной и нефтехимической промышленности

Белорусские власти отказались от приватизации крупных предприятий,  и в 2015 г доля частного сектора в экономике составляла около 30%

Россия - Белоруссия: Что дальше Соотношения
Соотношение макроэкономических показателей РФ и РБ

В 1990 г. ВВП БССР составлял 19,5 млрд. долларов, ВВП Республики Беларусь в постоянных ценах в 2018 г составлял 38,4 млрд. то есть вырос в 1,97 раза. Наилучший показатель ВВП в постоянных ценах был в 2014 году – 38,8 млрд. долларов.

В 1990 году ВВП на душу населения составлял 1907 долларов США

Доля Белоруссии в ВВП Европы в 1990 г составляла 0,22%, в 2018 г.- 0,27%  Наибольшая достигнутая доля была в 2014 г – 0,35%.

Синхронность изменения ВВП России и Белоруссии, а так же максимальные показатели, достигнутые в 2014 г. свидетельствуют о большой степени зависимости экономик наших стран, уровне их интеграции. Любые действия против экономики одной из них оказывают негативное влияние на экономику другой страны. Естественно с учетом масштабного фактора для Белоруссии такие последствия гораздо более негативны, чем для России.

Таким образом, Белоруссию А. Лукашенко вряд ли можно считать неудавшимся государством.  И уж тем более сложно согласиться с утверждением, что страна с ВВП, составляющим 3,6% от ВВП России и 6,5% от численности населения «прогрызает огромную дыру» в российском бюджете, влияющую на уровень жизни россиян.

В июне 2020 г. посол РФ в Республике Беларусь так охарактеризовал роль А.Г. Лукашенко в построении современного белорусского государства

«Мы видим тысячи примеров на белорусской земле. Мы видим, как ладно устроен быт людей, мы видим социальную политику государства, мы действительно с уважением относимся к нашим братьям. И мы также понимаем, что становление государственности Беларуси, которое, прежде всего, есть успех национального лидера, который 25 лет руководит республикой — это уникальный результат и это уникальный проект»

4. Дополнение августа 2022

Со времени написания этой статьи прошло два года.  Можно подвести определенные итоги.

Была предпринята попытка силового свержения  президента Республики Беларусь  А.Г. Лукашенко. Как ни прискорбно определенное участие в этом приняли и некоторые российские компании первой величины.

Их мотивация не имеет абсолютно никакого значения. Главное, что в данном случае, они выступили против интересов  Российской Федерации. Впрочем, такое было уже не раз, и будет еще не раз.

Александр  Григорьевич Лукашенко показал себя настоящим бойцом и справился с попыткой государственного переворота. Президент России, МИД, МО его действия  поддержали и оказали всю необходимую помощь.

Дмитрий Мезенцев 19 марта 2021 года назначен Государственным секретарем Союзного государства.

В День народного единства – 4 ноября 2021 г. президентом  РФ В. Путиным был подписан  Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы» и в ходе Высшего госсовета передан на подпись Александру Лукашенко.

Были утверждены 28 Союзных программ, работа над которыми велась несколько лет. По словам Государственного секретаря Д. Мезенцева:

«Этот факт очень внимательно рассматривают эксперты. И даже те, кто не очень настроен по отношению к нам, говорят о том, что это исторический этап нашего взаимодействия»

Принята Военная доктрина Союзного государства и утверждена Концепция миграционной политики.

После начала Специальной военной операции на Украине и усиления западных санкций  возникла необходимость создания новых производственных цепочек и привлечения белорусской промышленности к решению задач импортозамещения.

Россия выделяет 1,5 млрд. долларов  на программы импортозамещения на территории Белоруссии

По словам В. Путина:

«Беларусь сохранила определенные, очень важные для нас компетенции, в том числе в микроэлектронике. Мы с Президентом Лукашенко только что встречались в Сочи, говорили об этом, даже договорились выделить отдельное финансирование на те проекты внутри Беларуси, продукты которых — этих предприятий, этих отраслей производства — будут востребованы в самой России. Это очень интересное и перспективное направление»

Общий потенциал импортозамещения по промышленным товарам Союзного государства из третьих стран примерно 60 миллиардов долларов. Это около 27 процентов от объема импорта из третьих стран.

Создано восемь отраслевых подгрупп: авто- и сельхозмашиностроение, станкостроение, электроника, энергетическое машиностроение, легкая, химическая и фармацевтическая промышленность.

 Существует «Карта компетенций», которая позволит сторонам решить три важнейшие задачи — замещение критического импорта, освоение новой номенклатуры комплектующих на действующих заводах и создание новых производств.

Белоруссия показала себя как верный и надежный союзник.  Понимание этого  приходит и к российским элитам, в том числе и под воздействием западных санкций.

Решающую  роль в нынешних  межгосударственных отношениях двух стран, играет политика президентов  Путина и Лукашенко

И самое главное согласно опросу, проведенному в РБ в августе 2022 г.  70% белорусов позитивно относятся к нашей стране, а 80% считают наши межгосударственные отношения хорошими.

Круговая диаграмма Отношения белорусов к России
Круговая диаграмма Оценка белорусами межгосударственных отношений

И, что немало важно, 78,7 % граждан Беларуси были удовлетворены своей жизнью