Автопарк РККА и СССР накануне войны

Максимальный выпуск автомобилей в довоенном СССР был достигнут в 1938 году, когда было произведено 211 299 автомашин (в среднем 17,6 тыс. в месяц), В дальнейшем производство стало снижаться: в 1939 – 186 800. в 1940 – 124 499. В первом полугодии 1941 наметился некоторый рост и было произведено 73 200 автомашин т.е. 12,2 тыс. в меся

Основные типы поставляемых в РККА автомобилей:

  • грузовые – 1,5-тонные ГАЗ-АА и ГАЗ-AAA (трехосные);
  • грузовые – 3-тонные ЗИС-5 и ЗИС-6 (трехосные);
  • легковые – М-1, ЗИС-101;
  • пикап – М-1;

Кроме того, поставлялись автобусы санитарные, штабные и пассажирские, а также шасси для производства некоторых видов военной техники.

По состоянию на 15 июня 1941 г. в Красной Армии было 272 140 автомашин, в т.ч. 193 218 грузовых (117 415 ГАЗ и 75 803 ЗИС). При этом автомобилей ГАЗ было на 22 184 больше чем положено по штату, а ЗИС на 40 886 меньше.

Впрочем, с количеством существуют небольшие расхождения в разных документах, так в отчете 1945 г говориться о 272 600 автомобилей.

Плохо обстояли дела со специальными автомашинами (бензовозы, мастерские, ПЗС и т.п.). Так бензовозов было 11 252 при потребности мирного времени 19 683.

Впрочем, бензовозы оставались проблемой для позднего СССР, который так и не смог обеспечить необходимым их количеством танки Т-80.

Большая часть грузовых и специальных машин (66,9%) составляли 1,5 тонные машины ГАЗ, совсем отсутствовали автомобили повышенной проходимости и тягачи.

Основную массу легковых автомашин (87%) составляли машины М-1. Легковых автомобилей разведывательного типа (повышенной проходимости) в армии не было.

По техническому состоянию, требовали среднего ремонта 43 646 автомашин (16 % от общего наличия), капитального ремонта – 19 902 (7,3% от наличия), подлежало списанию –2208. Тем не менее исправными были 88,7% автомашин списочного состава.

Обеспеченность запасными частями была низкой. На 1941 г. было заявлено автомобильных и тракторных запчастей на 207 млн. рублей, а фонды выделены только на 112,5 млн.

Все имеющиеся у НКО запасы авторезины были израсходованы в период 1939-1940 гг. (Польша. Финская война) Заявка на 2 полугодие 1941 г – 430 000 комплектов авторезины.

В западных приграничных округах находилось 149 600 автомашин (54,6%), в центральных округах – 59 700 (21,9%), на Дальневосточном фронте и ЗабВО – 63 600 (23,5%)

 На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве было 807 000 автомобилей, из них 704 000 грузовых и специальных.

Количество исправных автомобилей составляло всего лишь 55% или 444 000 шт.

На 1 июня 1941 автопарк народного хозяйства состоял из 820 000 автомашин.

Поступление в РККА отечественных автомашин в период войны

За годы войны Красная Армия получила по мобилизации из народного хозяйства 268 649 автомашин.

Всего за годы войны было произведено 205 000 новых автомобилей (в среднем 4400 в месяц). Из них в Красную Армию было поставлено – 150 400 (73,3%). В том числе производства ГАЗ – 81,7 тыс. шт., ЗИС – 58,8 тыс. шт., Ярославский завод – 600, завод КИМ – 100.

Автомобиль ЗИС-6 на площадке, вероятно выставка
Автомобиль ЗИС-6

Также от промышленности за годы войны было получено 4 575 специальных автомобиля. Бензовозов было поставлено всего 2 134.

В годы войны качество выпускаемой автомобильной техники значительно снизилось. Постановлением СНК СССР №1549-743 автозаводам было разрешено выпускать грузовые автомобили упрощенной конструкции:

  • с брезентовой кабиной
  • без передних тормозов
  • с упрощенными крыльями вместо штампованных
  • с деревяными подножками и полом, вместо металлических
  • с одной фарой вместо двух
  • с одним задним открывающимся бортом в платформе и уменьшенным количеством оковок

Буксирные приспособления устанавливались только на 30% машин, также были произведены другие упрощения.

Кроме того, заводы самовольно провели ряд изменений в технологии, изменение марок и сортов металла, снизили требования к техническому контролю. Естественно все это снизило качество автомашин.

За годы войны были поставлены на производство два армейских автомобиля: легковой с 2-мя ведущими осями ГАЗ-67 и полугусеничный тягач ЗИС-42, их конструкция оказалась неудачной.

Зарубежные автомашины в Красной Армии

Первая партия автомобилей из Англии поступила в декабре 1941 года, а с января 1942 начали прибывать автомобили из США.

НКО получил в 1941 г. 400 автомобилей, в 1942 –32 500, в 1943– 95 100, в 1944–139 600, в 1945 (по 9 мая))– 45 000

Общие же поставки (по данным НКВТ) составили 401 400 шт., в том числе грузовых – 353 000, разведывательных – 47 900, легковых –233 шт. и специальных – 244.

Всего из-за границы в РККА поступило 28 марок и моделей автомобилей. По мере выявления эксплуатационных характеристик и конструктивных качеств, количество заказываемых моделей машин было ограничено

Лидерами по количеству поставленных автомашин являются:

  • Тягачи Студебекер 114 500 шт. из 192 600 (общего количества поставленных тягачей)
  • Грузовые Форд-6 61 000 шт. из общего количества поставленных грузовиков 74 500 штук
  • Легковые Виллис 39 800 шт. из поставленных 40 600 легковых.
  • Специальные Форд-амфибия – 2 200 шт. из поставленных 4 900.

Наиболее пригодными для эксплуатации в наших условиях были признаны 4 марки: Студебекер, Форд, Додж ¾ и Виллис.

С целью максимального использования тоннажа и экономии полезной площади судов, часть автомобилей поставлялась в разобранном виде с последующей сборкой на наших автозаводах или силами воинских частей (119 600 автомашин).

Изменение автомобильного парка РККА в ходе войны

Увеличение автопарка шло за счет отечественных, импортных и трофейных автомашин

Автомобильный парк РККА во время Великой Отечественной войны. Количественный состав

Удельный вес отечественных машин непрерывно снижался за счет поступления импортных и трофейных машин, а также усиленного списания автомашин ГАЗ и ЗИС, поступивших в армию по мобилизации и прошедших амортизационные сроки.

В период войны количество легковых машин постоянно возрастало, как абсолютно, так и относительно, и составило к концу войны 58 700 (8% от всего автопарка). До 40% от легкового парка на 01.05.1945 г. составляли автомобили повышенной проходимости совершено отсутствующие до войны.

Удельный вес грузового автопарка практически не изменился и составил 73-75%, на 01.05.1945 – 481 000 машин. Однако качественный состав значительно улучшился, за счет появления тягачей, составивших к концу войны 129 300 шт. (27% от грузового парка). За счет увеличения удельного веса 3-тонных машин, количество которых увеличилось более чем в 2,5 раза было достигнуто увеличение грузоподъемности грузового автопарка.

Потери автомобилей Красной Армией и народным хозяйством СССР

Потери автомобилей РККА

На 22.06.1941 г. наличие – 272 600 автомашин, за время войны поступило от промышленности и по импорту – 444 700, поступило по мобилизации из народного хозяйства – 268 600, передано народному хозяйству 30 300. Должно быть в армии 955 600, наличие на 01.05.1945 г. – 603 810 (без учета трофейных).

Таким образом потери Красной Армии составили 351 850 автомашин. Из этого количества 274 000 составляют боевые потери (включая машины, оставленные у противника) и 77 850 убыль из-за технического износа.

Потери по годам:

  • 1941 год – 159 000
  • 1942 год – 66 200
  • 1943 год – 67 600
  • 1944 год – 32 600
  • 1945 год – 27 500

Потери автомобилей народного хозяйства

С учетом наличия на 22.06.1941 г. (820 000 шт.), поступлений из армии, от промышленности и по импорту, переданных в армию по мобилизации по состоянию на 01.05.1945 г. в народном хозяйстве должно было находиться 699 000 автомашин. Тактическое наличие – 279 000.

Таким образом убыль составила 420 000 автомашин. Из которых 35 000 списаны по естественному износу, а остальные 385 000 оставлены на территории, занятой противником, потеряны вследствие налетов авиации, брошены при эвакуации и т.д.

Общие потери автомашин Советским Союзом за годы войны, составили 771 800 шт. Из этого количества по естественному износу списаны 105 000 автомашин (13,6%), а остальные 668 000 потеряны в результате военных действий.

Дополнительная информация по автопарку Красной Армии

 Общая поставка новых автомобилей для Красной Армии за годы войны составила 463 000 шт., из них 150 400 отечественных (32,5%) и 312 600 импортных (67,5%).

Автомобиль Студебекер по распутице тащит пушку
Автомобиль Студебекер

Максимальная поставка машин в 1944 году составила 176 300 шт. или 14 700 шт. в среднем в месяц.

Большинство двигателей зарубежных машин обладали высокой степенью сжатия и требовали высокооктанового топлива, применение советского нормального автомобильного топлива (бензин 2-го сорта) неизбежно приводило к детонации как следствие повреждению головки блока, прогоранию поршней и клапанов, пробиванию прокладок, усиленному износу подшипников и т.п.

Это потребовало большой работы по подбору топлив, выставке зажигания и т.п.

Производство автомобильных шин перед войной не соответствовало потребностям автомобильного парка страны, приоритетно снабжалось народное хозяйство.

В период войны снабжение армии авторезиной улучшилось.

Всего за годы войны было получено 33 119 000 комплектов авторезины, в том числе 33% составлял импорт. Качество авторезины было удовлетворительным.

Был развернут ремонт автомобильных шин на шиноремонтных заводах и местными средствами фронтов и округов. За время войны было отремонтировано 1 073 000 покрышек, что сэкономило 125-130 тысяч новых.

Порой в разных документах (а иногда даже в разных разделах одного встречаются разные цифры). Так по количеству поставленных новых автомобилей в РККА – 444 700 и 463 000, количеству Студебекеров – 114 500 и 109 400 и некоторые другие. Как правило они не принципиальны, и я не стал подгонять, так как сложно понять логику составителей