Содержание:
- Немного из истории крылатых ракет
- Конструктивные особенности противокорабельных ракет
- Бортовая радиотехническая система противокорабельных ракет
- Противокорабельные крылатые ракеты и РЭБ
- Поражающая способность и боевая живучесть ПКР
- Разведка и целеуказание для противокорабельных ракет
1. Немного из истории крылатых ракет
Сегодня в качестве противокорабельных ракет, как правило, используют крылатые ракеты. Отдельные исключения (советская Р-27К или китайская DF-21) лишь подтверждают правило.
Крылатые ракеты один из тех видов оружия, в производстве которых Россия и сегодня занимает верхние позиции во всех мировых рейтингах. Это безусловно относится и к противокорабельным крылатым ракетам (ПКР).
Вероятно, ВС РФ имеют на вооружении КР больше, чем армия любой другой страны мира.
Приведенные в таблице цифры отражают только мнение пусть и авторитетных но, тем не менее, не правительственных организаций.
Во время проведения различных переговоров по ограничению стратегических вооружений США никогда так и не передали СССР/России информации по произведенным КР «Томагавк» чем срывали все попытки учета в балансах его ядерного варианта.
Специфика КР не позволяет установить места их секретного производства и баз хранения ввиду отсутствия идентифицирующих признаков характерных для МБР и БРПЛ. А информация об общем количестве этих ракет позволила бы ориентировочно определить количество ракет с ЯБЧ.
Особенно актуален этот вопрос стал после разработки Ливерморской национальной лабораторией сменных головных частей, замена которых возможна не только в стационарных условиях.
По заявления американских официальных лиц до настоящего времени ВМС США получили более 8000 КР «Tomahawk». И израсходовали 2360.
Однако так как наиболее серьезной проблемой остается определение количества ракет в ядерном и обычном снаряжении, особого доверия эти заявления не вызывают.
Можно добавить, что если верить заявлениям Шойгу и Борисова, то производство «Калибров» составляет 20 шт. в месяц, а «Ониксов» — 13-14. Более подробно о КР «Калибр»
Ввиду высокой защищённости поражаемых целей, их маневренности, разнообразия пусковых платформ, противокорабельные ракетные комплексы с крылатыми ракетами являются одними из самых сложных в своем классе.
Первым советским авиационным комплексом управляемого ракетного оружия класса «воздух-море» поступившим на вооружение морской авиации СССР в конце 1952 г. стала система «Комета» с самолетом-снарядом КС.
Разработка системы была начата в 1947 г. в специально созданном СБ-1 (КБ-1) директором, которого был назначен П. Н. Куксеенко, а главным инженером С. Л. Берия.
Дальность стрельбы- 80-90 км, высота полета – менее 200 м, скорость при встрече с целью – более 1000 км/час, вес БЧ- 1015 кг, в том числе 500 кг тротила.
В ВМФ, да и в промышленности существовали большие сомнения даже в принципиальной возможности потопить с помощью самолета-снаряда более-менее крупный корабль.
Поэтому перед проведением испытаний, специальная комиссия осмотрела судно мишень (гвардейский крейсер «Красный Кавказ») и дала заключение, что корабль потоплен, не будет.
После попадания самолета-снаряда в цель, крейсер разломился пополам, и менее чем за три минуты затонул.
В странах НАТО, не придавали большого значения развитию данного вида оружия что, в общем, то и понятно. Авианосцы, линкоры стоимостью в сотни миллионов, а то и миллиарды долларов и какие-то копеечные ракеты, в их понимании, были величины не соизмеримые.
Гром прогремел 21 октября 1967 г. когда два деревянных катера ВМС Египта водоизмещением по 77 тон, вооруженные ракетами П-15, отправили на дно израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 2 555 тон.
Ну а индо-пакистанская война 1971 г. окончательно убедила всех в начале ракетной эры в войне на море.
В ходе этого конфликта при проведении операции «Трайдент» (ракетно-артиллерийские обстрелы ВМБ Карачи) практически за одну ночь было выведена из строя четверть пакистанского флота, уничтожено нефтехранилище, нарушена система управления.
По американским данным, из 9 выпущенных ракет 8 поразили цели, в том числе и береговые.
Все это потребовало от западных стран срочной разработки мер защиты, одной из которых стала разработка крайне неудачного ЗАК Mk 15 «Phalanx»
С первого боевого применения (1967г.) и до окончания холодной войны (1991) противокорабельные крылатые ракеты уничтожили и повредили 86 кораблей и судов.
Нынешнее тысячелетие не стало исключением.
14 июля 2006 г. с территории Ливана, китайской ПКР С-802, был поражен израильский корвет УРО «Ханит».
Не помогли ни «лучшие системы РЭБ» ни «один из лучших ЗРК «Барак», ни широко разрекламированный «Phalanx». Как всегда «все системы были отключены», а «экипаж был на обеде».
По мере приближения завершения разработки ПКРК П-270 с ракетой 3М80 «Москит» в 1981 г. была поставлена задача разработки противокорабельного ракетного комплекса нового поколения, значительно превосходящего по своим ТТХ, как и принимаемый на вооружение сверхзвуковой «Москит» так и находящийся на вооружении дозвуковой «Малахит». (Далее в тексте не будет разграничения между комплексом и ракетой в него входящей, в случаях, когда это не несет смысловой нагрузки)
Рассматривалось несколько концепций построения комплекса, в том числе были и предложения строить аэробаллистическую ракету, так сказать предтечу сегодняшнего «Циркона». Однако после обсуждения остановились на варианте, который сегодня известен, как «Оникс».
В.Н. Челомей и работники возглавляемого им предприятия (ОКБ-52, ЦКБМ, НПО Машиностроения) всегда отличались нестандартным мышлением и стремлением создавать изделия не то что на уровне, а на голову выше всех существующих аналогов.
Многие принятые им решения стали сегодня мировым стандартом. К ним можно отнести раскрывающиеся в полете крылья и автомат их синхронного раскрытия, старт с «нулевых» направляющих, использование биметаллов в двигателях, размещение в контейнерах.
Без всего этого крылатые ракеты не получили бы столь широкого распространения, как это имеет место, сегодня.
Многие идеи приходилось буквально пробивать и «Оникс» тут не исключение. Например, НИАТ считал, что предлагаемый проект, крайне не технологичен в изготовлении и эксплуатации, ввиду чрезвычайно высокой плотности компоновки механизмов и агрегатов.
Тем не мене Челомею удалось отстоять свою позицию, убедив заказчика, что данная ракета не нуждается в замене и регулировке входящих в нее изделий в течении всего срока службы.
Можно сказать, что отношения у Флота и КБ определенно сложились. Да и вряд ли могло быть по другому. Реутовскими ракетами было вооружено 80% надводных кораблей и 100% подводных лодок ВМФ СССР.
В одном из выступлений Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков сказал
«В.Н. Челомей является фактическим создателем нашего национального оружия — противокорабельных крылатых ракет, основы антиавианосной системы вооружения Советского Флота»
В то же время Д.Ф. Устинов резко негативно относился ко многим проектам НПО Машиностроения. И хотя разногласия формально касались участия предприятия в некоторых космических и МБР программах это не могло не наложить свой отпечаток на всю деятельность КБ.
Понятно что в такой обстановке разработки В.Н. Челомея должны были на голову превосходить изделия конкурирующих фирм.
Широко известно высказывание Устинова:
«Это предприятие создано для других задач».
Гораздо меньше людей знает о его резолюции на докладной записке о готовности КА «Алмаз-Т» к пуску –
«Вывоз спутника на старт разрешить, после укомплектования его системами, превосходящими в десять раз по техническим характеристикам перспективные американские разработки».
Что же касается МБР, то на момент начала проектирования УР-100 в 1963 г. США превосходили СССР по количеству МБР в 6 раз.
С помощью этой ракеты была решена задача достижения стратегического паритета с США.
Тысяче американских «Минитменов» противостояли не мене 1000 советских УР-100, разработки В.Н. Челомея.
Это была самая легкая ракета в советских РВСН и первая где была применена ампулизация топлива.
Ну а «Протон» летает в космос и сегодня.
В. Н Челомей умер 8 декабря 1984 года, Дмитрий Федорович Устинов пережил его на 12 дней.
2. Конструктивные особенности противокорабельных ракет
Каждая ПКР без сомнения является настоящим произведением инженерного искусства. Однако в этом длинном ряду, необходимо выделить несколько, своего рода этапных работ.
Противокорабельная ракета Х-22 «Буря»
Создание противокорабельной ракеты Х-22 «Буря «стал новым качественным шагом в развитии советского ракетного вооружения класса «Воздух-Поверхность»
Впервые была разработана аэродинамическая схема с безэлеронным крылом малого удлинения с цельноповоротным килем и горизонтальными стабилизаторами. Эта схема стала базовой для многих последующих изделий
Были решены вопросы теплостойкости и теплопрочности, создания крупногабаритных радиопрозрачных обтекателей, защиты топлива от аэродинамического нагрева применением внутренних малонагруженных емкостей.
Впервые широко применялись титановые сплавы и автоматическая сварка тонколистовых конструкций
Огромный объем работ был выполнен по системе управления ракеты. Разработана логика программных и управляющих команд автопилота АПК-22А, стабилизации ракеты относительно центра масс, решен вопрос точности стабилизации заданной высоты в условиях нестандартности атмосферы
Ракета оснащалась активной головкой самонаведения, осколочно-кумулятивной боевой частью массой 930 кг, двухкамерным жидкостно-ракетным двигателем с турбонасосной подачей топлива и плавным регулированием тяги на маршевом участке
На маршевом участке, полет осуществлялся на высоте 22,5 км с постоянной скоростью 3,4М. Подрыв ФКБЧ происходил при встрече ракеты с целью, при срабатывании системы контактных датчиков.
Известны три основные модификации крылатой ракеты Х-22 «Буря»
- Х-22Н – собственно ПКР
- Х-22П — противорадиолокационная, для поражения работающих корабельных и наземных РЛС. Оснащалась пассивной радиолокационной головкой самонаведения и фугасно-кумулятивной, с активной оболочкой, боевой частью
- Х-22Б – была разработана как экспериментальная авиационная баллистическая ракета. Предназначалась для исследования полетов летательных аппаратов на больших высотах и гиперзвуковых скоростях. На лётных испытаниях этой ракетой была достигнута высота 80 000 м и скорость 6,4М
Естественно работы по модернизации велись постоянно и были разработаны другие модификации, например НП, НН и т.п.
Противокорабельная крылатая ракета обладала высочайшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Тем не менее, ей были присущи и недостатки характерные для уровня развития науки и техники тех лет
Головка самонаведения могла работать только по радиоконтрастным целям, что резко ограничивало возможность ее применения по суше. В лучшем случае она могла отработать по плотине, длинному мосту и другим подобным объектам.
Инерционная система наведения обеспечивала точность плюс минус 500 метров (в дальнейшем возможно 350) что подразумевает только применение ЯБЧ.
Впрочем, особого значения для использования противокорабельной крылатой ракеты Х-22 «Буря» по предназначению это не имело. Ее же применение по наземным целям ни в одну нормальную голову прийти не может в принципе.
Противокорабельная ракета «Москит»
Создавалась под руководством Главного конструктора И. С. Селезнева с учетом итогов арабо-израильской войны 1973 г для замены комплекса с ракетами П-15.
Ракета оптимизирована для преодоления системы «Aegis», изюминкой ракеты была возможность поражать скоростные надводные цели со скоростью до 200 км/час.
Эта ракета вошла в историю как первая в мире, где была реализована компоновочная схема с размещением внутри камеры сгорания СПРВД твердотопливного стартового двигателя, удаляемого из нее после окончания работы скоростным напором.
Тем не менее, как известно из истории, принцип «они были первыми» несет в себе и немалые издержки.
Такая конструктивная схема размещение СРС внутри камеры сгорания СПВРД обладает следующими недостатками:
- увеличение массы маршевой ступени за счет роста массы СПВРД из-за неоправданного увеличения длины камеры сгорания;
- неблагоприятная центровка ракеты на участке ее разгона;
- увеличение массы ракеты из-за необходимости обеспечить прочность корпуса ракеты при продольном изгибе от силы тяги;
В НПО Машиностроения было предложено другое конструктивное решение, а именно расположение СРС не только в камере сгорания, но и в воздушном канале воздухозаборника, что позволило сделать камеру сгорания с оптимальным соотношением «вес-полнота сгорания», существенно уменьшить вес ракеты за счет изменения характера нагружения (замена сжатия на растяжение), снижена степень статической неустойчивости ракеты
Данное решение не только уменьшает вес и габариты ракеты но и позволяет значительно улучшить ее летно-технические характеристики.
Не стоит считать, что противокорабельные крылатые ракеты это что то застывшее. В течение времени их производства они неоднократно модернизируются.
Известны следующие типы ракет для ПРК «Москит»: 3М80, 3М80М,3М80В, 3М80Е, 3М80МВЕ, 3М82, 3М82В.
А так же три модификации двигателя:
- 3Д80 — впервые в мире реализована схема размещения внутри камеры сгорания ПВРД корпуса твердотопливного стартового двигателя, который покидает камеры сгорания ПВРД после выработки топлива РДТТ;
- 3Д81 (1982 г.) — раскладывающиеся стабилизаторы пламени V-образного сечения с топливными коллекторами;
- 3Д83 (1988 г.) — регулируемое двухпозиционное сопло, для привода которого используется энергия основного потока газа;
В настоящее время производство ПКР «Москит» прекращено.
Противокорабельная ракета «Оникс«
Иногда встречаются утверждения, что «Оникс» должен был стать советским аналогом американской ПКР « Harpoon». Это несколько странное утверждение, потому что это ракеты абсолютно разных классов. А если искать аналогии, то тогда это скорее Х-35.Так же не корректно «Оникс» сравнивают с «Москитом». Хотя бы потому что «Оникс» все же ракета следующего поколения
Сушествует как минимум три ракеты на его базе, существенно отличающиеся по своим ТТХ:
- «Оникс» ПКР для ВМФ России
- «Яхонт» экспортная модификация с существенно урезанными боевыми возможностями
- «Брамос» — занимающий промежуточное положение.
В свою очередь известно несколько модификаций собственно «Оникса»: 3М55, 3М55М, 3М55Н1, 3М55Н2. Вполне вероятно, что это не все существующие исполнения.
Некоторые «эксперты» утверждают, что нельзя сделать, так что бы модификация ракеты, имеющая практически одинаковый вес и габариты с базовой моделью летела значительно дальше, чем оная.
Больше может и нельзя, вернее сложно, но меньше очень даже просто.
Воздухозаборник может быть постоянного сечения, а может быть регулируемым, а это регулирование в свою очередь может быть плавным, а может быть и ступенчатым, то же можно сказать и про сопло двигателя.
Возможно непрерывное горение в камере сгорания, а может быть и прерывистое с лазерным или плазменным розжигом.
Топливо может быть разной энергетической ценности и т.д. и т.п.
Дальность ПКР «Оникс» впрочем, как и скорость является закрытыми параметрами. Время от времени, какие то цифры проскальзывают в прессе или рекламных материалах.
Так в репортаже ТК «Звезда» (очень быстро пропавшем из сети) говорилось, что дальность этой ракеты более 600 км.
В рекламном материале ВТБ, являющегося финансовым партнером «НПО Машиностроения» говорится о 500 км.
Индийцы поражают цели «Брамосом» на дальности более 450 км. И согласно официальному заявлению МО Индии и изготовителя к 2020 г. дальность поражения целей составит более 800 км.
Не стоит оставлять без внимания и заявления индийских партнеров о гиперзвуковом «Брамосе».
Хотя 6М это не совсем гиперзвук, ибо в таких двигателях, известных как «рамджет» все-таки дозвуковая камера сгорания. А вот для достижения скорости 6,5М и более необходима сверхзвуковая камера. Выше только звезды, ну или бескамерный двигатель со сгоранием топлива в струе.
Впрочем, каждый классифицирует как ему удобно. Определенные разночтения в части этих параметров могут быть вызваны наличием разных модификаций ПКР «Оникс», различием в типах целей и условиях применения и т.п.
В любом случае трудно представить какие либо кардинальные изменения в «Брамосе» без участия российской стороны.
Сегодня основной вклад предприятий РИ в производство этого РК пусковая установка и ИНС. Даже производство топливных баков в Индии пока не освоено. Тем не менее, СП «БраМос» — один из немногих успешных проектов ВПК Индии.
Вероятно, в настоящее время, идет передача российских технологий, что можно объяснить не только и не столько присоединением Республики Индия к РКРТ, а успешностью работ по созданию гиперзвуковой ПКР 3М22 «Циркон».
СП «БраМос» один из немногих успехов ВПК Индии
Косвенным подтверждением, несколько большей дальности «Оникса» по сравнению с «Яхонтом» является длина терминального участка.
У «Яхонта» протяженность терминального участка составляет 40 км, а у «Оникса» — 80.
Работы по модернизации позволяют значительно улучшить ТТХ многих типов ВВТ, в том числе и крылатых ракет. Можно вспомнить, что в результате таких работ дальность Х-22 увеличилась с 300 км до 600 и более.
Сегодня официально, наибольшей дальностью поражения целей, в ВМФ РФ, обладает ПКР «Вулкан» — 1000 км.
Часто встречающаяся цифра в 700 км, относиться к модификации «Вулкан-Базальт» В этой модификации используется СРС от ПКР «Базальт». При работе СРС «Вулкан» образующиеся газы имеют более высокую температуру, чем у СРС «Базальт» и для ПУ требуются более жаростойкие материалы, которые использовались в новых проектах. Предполагалось что и корабли старых проектов пройдут модернизацию, однако…
Противокорабельная крылатая ракета Х-31
Разработка ракеты Х-31П началась в 1975 г. в ОКБ «Звезда» Предполагалось, что эта противорадиолокационная ракета будет работать против РЛС «Усовершенствованный Хок», «Найк Геркулес» и «SAM-D» ставший в будущем «Патриотом»
В 1978 г. п процессе работы над Х-31П вышло постановление о создании на ее базе и противокорабельного варианта Х-31А для поражения целей водоизмещением до 4500 т (эсминец)
Расчеты показали что без учета огневого противодействия, вероятность попадания в одиночную морскую цель типа эсминец (ЭПР = 5000м2) составляет 0,6-0,9. По цели типа ракетный катер (ЭПР = 500м2) при его маневрировании – 0,8. В случае же группы из 3 катеров вероятность попадания снижалась до 0,55
Для того чтобы цель типа «эсминец» потеряла боеспособность требуется около трех попаданий ракет.
Государственные совместные испытания противокорабельная ракета Х-31А прошла на самолетах Су-24М с 20 марта по 7 декабря 1989 г В их ходе практически все ракеты поразили цели.
Серийное производство ракет Х-31П началось на Калининградском производственном объединении «Стрела» в 1987 г а Х-31А в 1990.
Ракета Х-31А является первой тактической противокорабельной ракетой предназначенной для вооружения ударных самолетов фронтовой авиации.
За рубежом аналогов противокорабельной крылатой ракеты Х-31А не существует
Производится в модификациях: А, АД, П, ПД. Считается, что ее максимальная скорость 3600 км/час, в то же время на официальном сайте производителя двигателя, для этой ракеты, дается скорость 4 700 км/час.
В первом случае скорость у воды 2,95М а на высоте 10 км – 3,34М, а во втором 3,83М и 4,36М соответственно. Как мы видим, есть определенная разница. Впрочем, можно считать, что на сайте опечатка.
Для ракеты Х-31 с 1986 г. серийно изготавливался двигатель 31ДП (31ДПК) с автоматической системой многоразового розжига с оптическим сигнализатором горения.
С 2009 г. для той же ракеты производится двигатель 52ПМ, со сверхзвуковым регулируемым соплом и регулированием двигателя по внутрикамерным параметрам.
Дальность пуска этой ракеты (как варианта ПД, так и АД) 260 км. Подрыв боевой части возможен как при попадании в цель, так и «на пролете»
В 1996 году был подписан контракт между КНР и Россией на ОКР по модификации ракеты Х-31, которая получила название КР-1. Это событие и последовавшее в следующем году подписание договора о поставке двух эсминцев типа «Современный» (проект 956Э), стоимостью около 1 млрд. долларов, для вооружения которых предусматривалось использование ПРК »Москит» (первая поставка около 50 ракет) вызвали приступ ярости американской стороны.
Последовали очередные санкции. По заявлениям американских адмиралов система «Aegis» имела крайне низкие шансы отразить удар китайских эсминцев, и основные надежды возлагались на ЗАК «Phalanx», который за свою историю не сбил ни одной реальной цели.
Корабли же без «Aegis» были вообще беззащитны.
Министерство обороны РФ так же выступало против продажи этой ракеты в Китай. Один из главных лоббистов этой сделки – тогдашний губернатор Приморского края Наздратенко, обращался с этим вопросом к Б. Ельцину, но, не смотря на его поддержку МО, оставалось непреклонным. Добиться его согласия удалось, только пообещав сделать ракету со скоростью 6М и в дальнейшем довести ее до 14М подтвердив такую возможность соответствующими расчетами.
Так как в конце 90-х тогдашнее российское руководство (как минимум значительная его часть) только что взасос не целовалось с американскими партнерами было принято решение о продаже им упрощенной версии Х-31 (МА-31) для использования в качестве мишеней для отработки противодействия китайскому флоту.
Первый контракт предусматривал поставку 13 изделий по цене 550 000 долларов/шт.
Российские специалисты принимали участие в этих пусках. По их утверждению «Aegis» не удалось уничтожить ни одной мишени.
После этого был заключен контракт на поставку 41 изделия, но наступил 2000 год и этот контракт по политическим причинам не был реализован.
Компания «Orbital ATK» в июне 2000 г. начала разработку собственной мишени, по контракту стоимостью 34 млн. долларов. В октябре 2005 г это изделие, получившее название «GQM-163A Coyote» достигло операционной готовности.
Однако не смотря на наличие собственной сверхзвуковой мишени, США не оставляли попыток нелегальной покупки ПКР Х-31.
По одному из планов предусматривалась поставка в США 23 ракет Х-31 старых модификаций, которые несколько десятков лет хранились на складах ВС Белоруссии.
Схема была следующая: Белорусская армия приобретала новые ракеты Х-31 в России, а старые продавались частной белорусской фирме, которая перепродавала их украинской компании.
Украинский посредник, оставив себе 20% от суммы сделки, передавал ракеты чешской компании, которая и отправляла их в США.
Не смотря на просьбы американского посольства в Праге, чешское правительство не дало лицензии на проведение этой сделки, мотивируя этой действующими санкциями ЕС против РБ.
Был предложен вариант закупки ракет без участия Белоруссии. Однако это было невозможно, ввиду наличия пограничного и таможенного контроля на границе России и Украины.
Противокорабельная ракета Х-35
Разработка противокорабельной крылатой ракеты Х-35 была начата по инициативному предложению ОКБ «Звезда» поддержанному Министерством Обороны в 1977 г.
Ракета задумывалась как своеобразный аналог американской ПКР «Гарпун». По универсальности размещения на носителях к ее аналогам можно отнести и французскую «Экзосет».
В это время в СССР для стратегических крылатых ракет Х-55 был разработан ТРДД Р95-300 и его было решено использовать в качестве двигательной установки ракеты.
Однако многие возможности двигателя оказались избыточными, и он был подвергнут серьезным упрощениям. В частности были убраны входное устройство и система автоматической регулировки тяги, двигатель стал работать только на максимальном режиме. Был уменьшен ресурс, в системе запуска были использованы пиросвечи обеспечивающие двукратный запуск.
Двигатель получил название Р95ТМ-300
Ракета Х-35 предназначена для уничтожения кораблей и судов водоизмещением до 5000 т. Характерной ее особенностью является низковысотный профиль полета. После выхода на маршрут, полет ПКР проходит на высоте 10-15 м а после обнаружения цели она снижается до высоты 3-5 м
ПКР Х-35 применятся в составе:
- Корабельного ракетного комплекса «Уран» (8-16 ракет в ТПК) В любое время суток, на широтах 750 с. ш. – 750 ю.ш. при волнении моря до 6 баллов. Возможна стрельба всем боезапасом по 1-6 целям одновременно.
- Наземного мобильного ракетного комплекса «Бал» (1-4 самоходных установки по 8 ракет в ТПК)
- Авиационного противокорабельного комплекса Ка-27ПК (1-3 ракеты Х-35)
Как ни странно, многие «эксперты» оперируют данными тридцатилетней или даже более, давности. Хотя на официальных сайтах производителей они несколько выше.
Характерным примером является ракета Х-35Э (но не Х-35) дальность которой действительно 130 км, однако производитель заявляет и о возможности продажи так же экспортного, но улучшенного варианта Х-35УЭ с дальностью уже 260 км.
Как мы видим при увеличении веса на 70 кг и сохранении габаритов дальность возросла в два раза. Это достигнуто за счет использования двигателя меньшей массы, применения новых конструкционных материалов, снижения массы электронного оборудования и более плотной компоновкой.
Миниатюризация электронных компонентов всегда была одним из важнейших направлений повышения ТТХ ракетной техники.
Известно, что в СССР в период испытаний ЗРК С-300Ф как раз проходил перевод на новую элементную базу ЗУР, в результате чего ракета носила 100 кг балласта, при массе БЧ 50 кг.
Впоследствии была сделана новая БЧ увеличенной массы (за счет балласта) Возможно именно по этой причине при подрыве БЧ ЗУР в круге радиусом 100 метров от самолета противника, вероятность его уничтожения составляет не менее 0,9.
К радости моряков это резко повысило и противокорабельные возможности этого типа зенитных ракет.
С 1961 г. отечественный ВМФ выдвигает требование ко всем ЗУР корабельного базирования о способности поражения надводных кораблей, в качестве второй цели.
Впрочем, многие американские ЗРК обладают такими же возможностями. Об этом знают и турецкие моряки, после того, как «Muavenet» получил пару «Sea Sparrow» от USS «Saratoga», а после 10.08.2008 и грузинские.
Возможности работы ракетного оружия по не основным или «вторым целям» зачастую остается вне поля зрения.
Та же ПКР «Гранит» способна поражать и наземные цели и всегда рассматривалась как резерв ударных сил флота. Вероятно, данная ракета способна по низкой траектории и при использовании СБЧ поражать и подводные лодки противника.
3. Бортовая радиотехническая система противокорабельных ракет
В представлении специалистов АО «Концерн Гранит-Электрон», ведущего разработчика и производителя этих систем для противокорабельных ракет структурная схема БРТС выглядит следующим образом:
Основным элементом БРТС ПКР является головка самонаведения.
Первой головкой самонаведения разработанной на предприятии была ГСН для ракет П-6. Основной режим наведения этой ракеты был ручной, однако существовал и «резервный режим» включающий автоматический поиск, захват и сопровождение цели без участия оператора.
Этот режим имел менее высокую вероятность выполнения боевой задачи, но позволял подводной лодке производить погружение после пуска ракеты.
В ГСН ПКР «Аметист» была уже реализованная полностью автономная система управления. Выбор цели осуществлялся по принципу «веревочного многоугольника» Из группы целей выбиралась равноудаленная и наиболее мощная цель, с высокой вероятностью выбрать в составе ордера наиболее крупные корабли.
ГСН ракеты ПРК «Гранит» специализированная система для уничтожения АУГ. В ГСН вырабатывались характеристики целей, позволившие проводить целераспределение и целеназначение в залпе ракет без участия оператора.
Реализованные в ней алгоритмы основаны на базе теории игр. Стратегия организации залповой стрельбы и мероприятия противника по противодействию ракетам рассматриваются как игра двух партнеров.
Для решения вычисляется так называемая «платежная функция», то есть, выбираются условия, при которых ущерб для противника будет максимальным, а собственные потери («платежи») – минимальными.
ГСН для ПКР «Гранит» после старта самостоятельно проводит поиск, селекцию и выбор объекта удара, а также оценку параметров целей с последующим захватом и самонаведением на выбранную цель.
Используется активно-пассивный радиолокационный визир, работающий на маршевом участке в пассивном режиме, что обеспечивает поиск и обнаружение ордера по излучающим корабельным РЛС, повышая скрытность работы ГСН и ПКР в целом.
ПКР в залпе формируют единое информационное поле.
ГСН Яхонт – интересно, что у разработчиков нигде не упоминается Оникс или П-800, вероятно данные все же относятся к экспортному варианту.
Выбор целей на основе идеологии заимствованной у ГСН комплекса Гранит на основе теории игр.
Дальность обнаружения корабля типа «крейсер» не менее 70 км в самых жестких метеоусловиях, вес 85 кг. Потребляемая мощность — 1 кВт.
Вероятно, именно данные этой ГСН приводятся в описании ракеты Яхонт, да и Оникс. При этом не берется во внимание, что эта ГСН была разработана около 30 лет назад.
Экспортный вариант ГСН пятого поколения (для ПКР Яхонт) был представлен на МВМС-2013 со следующими характеристиками:
- дальность обнаружения, км – не менее 110
- разрешающая способность по дальности, м — 9-15
- разрешающая способность по углу, градус — 1
- потребляемая мощность, вт — 400
- масса, кг — 45
- объем, л — 50
Как мы видим утверждения, что для ракет с размерами меньше «Гранита» невозможно получить дальность захвата цели ГСН 100-120 км, о каких то невообразимых габаритах, огромном энергопотреблении не имеют под собой никакой фактической основы. Без всякого сомнения, это же касается и систем РЭБ.
При разработке ГСН пятого поколения учитывались изменения, произошедшие в технике и тактике применения со времени разработки ГСН предыдущего поколения.
Особое внимание было обращено на усиление мощности средств РЭБ, использование на кораблях stealth-технологий, использование сложного берегового рельефа (скалы, фиорды) для укрытия корабельных группировок, расположение органов управления, а также промышленных военных объектов в условиях городской застройки.
Для решения этих задач было необходимо увеличить дальность обнаружения, обеспечить скрытость излучения, повысить разрешающую способность. Обеспечить универсальность по объектам применения (в т.ч. наземным).
ГСН представляет собой бортовой двухканальный активно-пассивный радиолокатор, использующий при работе в активном режиме (АРК) сложный широкополосный когерентный сигнал.
Для обеспечения режима скрытого обнаружения реализован алгоритм сверхдальнего обнаружения объектов, при котором ГСН видит дальше, чем демаскируется средствами радиотехнической разведки.
Реализован алгоритм наведения на нерадиоконтрастную цель, по радиоконтрастному ориентиру.
ГСН построена по модульному принципу: антенна, передатчик, приемник, устройство обработки информации. Реализовано синтезирование апертуры антенной системы по методу доплеровского обужения луча, для работы в условиях городской застройки.
Для данной ГСН предусмотрено два варианта антенного устройства: с механическим приводом и в виде ФАР.
В данной системе не задекларирован канал высокого разрешения, являющийся по представлению разработчиков необходимым для МГСН пятого поколения, что с учетом наличия двух видов антенн (ФАР целесообразна для гиперзвуковых ПКР) наводит на мысль о том, что представленная ГСН является усечённым вариантом более сложной системы.
Как следует из схемы выше, наличие канала высокого разрешения (лазерного или иного) является необходимым условием эффективного боевого применения современных ПКР.
Можно так же вспомнить слова Б.В. Обносова, сказавшего в одном из интервью, что две ракеты «Оникс», запущенные с разных носителей, попадут в точку прицеливания на корпусе корабля с отклонением между ними в 1 метр.
Первые работы по созданию канала высокого разрешения начались в 1962 году.
Был проведен ряд НИР по изучению возможности использования для решения данной задачи лазерного излучения, 3 и 8-мм диапазонов радиоволн, теплового и тепловизионного каналов. Наилучшим вариантом оказался активный лазерный канал. Как наиболее помехозащищенный и позволяющий получить наибольшее разрешение.
Уже в 1978 годов в Крыму начали проводиться первые практические исследования по созданию лазерного канала высокого разрешения. Лазерный излучатель был установлен на берегу в ангаре и через открытые двери проводилось изучение и подбор режимов при работе по специально подходящим кораблям.
В конце 80-х проводились работы по модернизации ПКР «Вулкан» до варианта «Вулкан-ЛК». Лазерный канал устанавливался в дополнение к имеющемуся радиолокационному визирю. Аппаратура лазерного канала была размещена в диффузоре воздухозаборника. Дальность действия 12-15 км,
Система распознавала геометрические параметры корабля-цели и выдавала команды на коррекцию траектории полета ракеты для поражения наиболее уязвимых участков корабля-цели. Но в 1990 или чуть позже по известным причинам работы были прекращены.
В настоящее время по заявлениям разработчиков активный лазерный канал позволяет повысить разрешение до 1 м, получить трехмерное отображение фоноцелевой обстановки
Возможность совместной атаки ракет залпа на порядки повышает боевую эффективность применения противокорабельных крылатых ракет. Алгоритмы системы управления позволяют организовать сбор ракет залпа в группу, проводить их разведение и сведение по фронту и по высоте, выполнять некоторые другие маневры.
Довольно часто встречается утверждение, что при совместной атаке ракет залпа существует, какая то «главная ракета» или «ракета-разведчик» которая летит высоко и передает информацию другим ракетам. Может быть, это утверждение и справедливо для СУ полувековой давности.
Сегодня все ракеты в залпе равны и все передают информацию, формируя единое информационное поле по данным активных и пассивных каналов всех ГСН ракет залпа.
Функции информационного обмена выполняет СОИР – система обмена информации ракет в залпе. Таким образом, что «видит» одна ракета «видят» и все другие.
При разведении ракет по фронту, совместная работа ГСН ракет залпа позволяет проводить поиск целей на обширных площадях и производить централизованное (управляемое) целераспределение.
В связи с этим вызывающая восхищение у «либеральных экспертов» возможность противокорабельного «Tomahawk» летать змейкой по предполагаемому маршруту цели для ее поиска иначе, чем детским садом назвать трудно.
Кроме того возможностью полета «змейкой» обладают и отечественные ПКР. Да и «горка» это «змейка» в вертикальной плоскости. Совместная работа ракет залпа это не эксклюзив «Гранита» и «Оникса», такими возможностями обладают и некоторые другие советские/российские ПКР.
В 70-е годы начался процесс сокращения ядерных вооружений. Было понятно, что постепенно будет ограничиваться и использование ЯБЧ на крылатых ракетах морского базирования.
Из этого следовало, что либо должна быть значительно повышена точность противокорабельных ракет, либо снижен уровень ущерба наносимого ударными силами флота территории противника и за счет этого увеличить свои возможности в противоборстве с вражеским флотом.
Так как снижение уровня ущерба считалось очень плохим вариантом, то и США и СССР выбрали первый путь.
Заключение договора ОСВ-1 так же стало основной причиной отказа от принятия на вооружение противокорабельной БРПЛ Р-27К для комплекса Д-5, не смотря на ее успешные испытания (из 11 пусков 10 признаны успешными).
Данная ракета, оснащалась ядерной БЧ, кроме того она мало отличалась от стратегической Р-29, и шла в зачет по договору. При наличии большого количества крылатых ракет разных видов базирования, снижение ударного потенциала СЯС СССР было признано не целесообразным.
Впрочем, работы, по управляемым боевым блокам, были успешно продолжены. В том числе и в противокорабельном исполнении.
4. Противокорабельные крылатые ракеты и РЭБ
Разработчики отечественных ПКР всегда уделяли должное внимание вопросам радиоэлектронной борьбы и снижения радиолокационной заметности.
Даже на первоначальном этапе развития этого вида оружия предполагалось использовать при атаке АУГ противника нескольких ракет с оборудованием РЭБ вместо БЧ.
По мере развития средствами РЭБ стали оснащаться и собственно боевые ракеты. Однако и специализированные ракеты сохранились в качестве средства групповой защиты.
Можно услышать, что средства РЭБ ПКР бесполезны ввиду огромной энергетической разницы между РЛС ракеты и РЛС атакуемого корабля, но вот огромная энергетическая разница между наземным радаром и РЛС самолета, почему то в расчет не берется.
Существует большое количество разнообразных видов помех и для многих из них мощность понятие отвлеченное. Да и подавлять можно, например ГСН или систему управления атакующей ракеты.
Первые станции РЭБ ПКР были довольно простыми – просто переизлучали сигнал РЛС на водную поверхность, чем вызывали появление на экранах радаров множества ложных целей.
Впоследствии стали переизлучать сигнал на две соседние ракеты наряда, которые в свою очередь… В середине 80-х годов появились системы для дистанционного подрыва БЧ атакующих ЗУР. Некоторые типы ракет оснащались сбрасываемыми ложными целями, дипольными отражателями.
Защита от обнаружения и поражения ПКР атакующими ЗУР это далеко не единственная задача, решаемая с помощью средств РЭБ при атаке АУГ.
Производится так же радиоэлектронное подавление систем госопознования, что не позволяет, обороняющейся стороне, отличить свои воздушные объекты от средств ВНП.
Дезорганизуется работа средств управления полетами обеспечивающих взлет и посадку палубной авиации и т.д.
Уже в конце 80-х годов на КР 3М25 «Метеорит» кроме бортовой системы радиотехнической защиты, для снижения радиолокационной заметности был установлен и плазменный генератор. Руководил его разработкой В. М. Иевлев.
Радиопоглощающие покрытия (ХВ-10) испытывались в июле-октябре 1962 года на ракетах П-5. Заметим, что это первая советская крылатая ракета морского базирования
При проектировании ПКР «Гранит» проводилась оценка формы на предмет снижения радиолокационной заметности, применялись радиопоглощающие покрытия, принимались меры по снижению заметности в инфракрасном диапазоне.
Сектор углов защиты для сверхзвуковой ПКР составляет 0-100 гр. с целью снижения возможности обнаружения самолетами ДРЛО, Однако наибольшее значение имеет сектор примерно 30-40 гр. в передней полусфере, так как по нему производиться не только обнаружение, но и наведение средств поражения.
Представляются странными утверждения что ПКР «Оникс» не оснащена средствами радиоэлектронной защиты, ввиду их больших габаритов, веса и энергопотребления.
На примере ГСН, выше, была показана роль миниатюризации в производстве электронного оборудования.
Представители «НПО Машиностроения» не раз заявляли, что на все производимые ими крылатые ракеты, начиная с «Базальта» оснащённого комплексом 4Б89 «Шмель» устанавливается аппаратура РЭБ. Более того, представляя практику работы заказывающих управлений, можно сказать, что системы РЭБ стоят и на других типах ПКР.
5. Поражающая способность и боевая живучесть ПКР
Для ПКР характерны не только мощные, но и хорошо защищенные боевые части.
Даже у первой советской ПКР КС-1 вес БЧ достигал 1000 кг.
Ракета Х-22 при попадании в борт корабля оставляла пробоину площадью 20 м2, а образовавшаяся после подрыва ее фугасно-кумулятивной БЧ (960 кг) кумулятивная струя прожигала все конструкции на глубину 12 метров. При этом обеспечивалось направление струи строго вниз.
При создании комплекса «Вулкан» с целью повышения дальности была снижена масса БЧ, при сохранении массы ВВ.
Возникла необходимость проверки бронепробиваемости ПрБЧ, так как в США проводилась расконсервация линкоров типа «Айова».
На ракетной дорожке НИИ «Геодезии» был проведен пуск, который показал, что БЧ легко пробивает броню до 400 мм. Как говориться такой вот привет «Миссури».
Проведенное моделирование показало, что для потопления авианосца достаточно трех попаданий ПКР «Вулкан».
Впрочем, американцы то же не очень отстают в моделировании и по их расчетам для потопления «Адмирала Кузнецова» необходимо 6 попаданий ПКР «Гарпун» с БЧ массой 227 кг. Но вот АВМА типа «Nimitz», способен выдержать до 25 попаданий в борт или 11 днищевых неконтактных взрывов торпед с массой ВВ 400 кг, или до 15 попаданий КР (масса ВВ до 1000кг) в борт и полетную палубу. Как говориться – реклама двигатель торговли.
При проектировании БЧ в СССР приходилось так же учитывать фактор универсальности по боевым частям, то есть возможность использования на одной ракете как обычной, так и специальной БЧ.
Ввиду конструктивных особенностей ядерных БЧ имплозивного типа, отсек ракеты под БЧ, как и сама боевая часть имеет λ = 1,5±0,2 (где λ – отношение длины к диаметру БЧ). Это далеко не лучший показатель для обычной боевой части, ибо данное соотношение для той же AGM-86C было 3,1. Для «Гранита» λ = 1,65, что является своего рода платой за универсальность.
Интересно, что у ПКР «Брамос» λ = 1,54, что хуже, чем у «Гранита» и как бы косвенно намекает на возможность установки, на нее СБЧ.
Для ПКР «Оникс» специально разработана ЯБЧ малой мощности (10кт) ТК-60 имеющая вес 90 кг.
В настоящее время в связи с повышением точности наведения ПКР (т.е. не попадание в авианосец вообще, а попадании в уязвимые места) появилась возможность снижения массы БЧ.
Кинетическая составляющая является важнейшим элементом могущества БЧ.
Увеличение скорости ракеты с 1М до 6М ведет к увеличению кинетической энергии в 36 раз.
В практическом же плане, согласно американским расчетам, кинетическая энергия индийского «Брамоса» в 32 раза больше чем у «Tomahawk».
ПКР ОН в части боевой живучести обладают гораздо лучшими характеристиками, чем подавляющее большинство других воздушных целей.
Это достигается как бронированием и резервированием наиболее важных узлов и систем, а так же специальными мерами обеспечивающими продолжение выполнения боевой задачи при их повреждении. К таким мерам можно отнести, например фиксацию рулей в положении на цель при повреждении системы управления.
Согласно требованиям 80-х годов ПКР должна была выдерживать очередь 20-мм ЗАК «Phalanx», или попадание одной ракеты типа AIM-7 или двух типа AIM-9. Неоднократные обстрелы, проводимые как в исследовательских учреждениях, так и силами ВМФ подтвердили, что эти требования соблюдаются.
Так оказалось что снаряды ЗАК «Phalanx» вообще не способны добраться до БЧ при всех углах атаки. При обстреле же ПКР из систем с параметрами характерными для 30-мм ЗАК «Goalkeeper» (Нидерланды) при некоторых углах наблюдалось поражение БЧ, однако детонации не происходило, и цель поражалась.
В «Красной Звезде» был опубликован репортаж о проведении учений МИГ-31 по уничтожению КР противника. В качестве мишени была использована ПКР «Гранит». Первый двухракетный залп Р-33 изрешетил цель, однако она продолжила свой полет по маршруту. И только в результате второго залпа она была уничтожена. Таким образом, для ее уничтожения понадобилось 4 ракеты.
В связи с этим возникают серьезные вопросы к возможности F/A-18 эффективно противостоять этому типу ракет, тем более с учетом того что его возможность залповой стрельбы ракетами AIM-120 нигде не показана. При этом вес боевой части Р-33 в два и более раза больше веса БЧ AIM-120.
6. Разведка и целеуказание для противокорабельных ракет
Вопросы обнаружения АУГ и выдачи целеуказания для применения оружия и в первую очередь ПКР оперативного и оперативно-тактического назначения зачастую используются для обоснования отказа от ракет большой дальности, или же обоснования строительства авианосцев(???) для ВМФ РФ.
Оставляя в стороне тему авианосцев, хочу заметить, что если бы даже сегодня не было необходимых средств дальнего целеуказания, это совсем не значить что их не было бы и завтра. И такую позицию иначе, чем глупостью назвать трудно.
Даже у человека далекого от этой темы возникает простой вопрос – а, что для пуска на дальность 300 км целеуказание не нужно? В бинокль все видно?
Различные же «бухгалтерские аргументы» характерные для «менеджеров нового типа» и «либеральной интеллигенции» о том что «не менее 90% продаж ПКР в мире это ракеты с дальностью до 300 км» вообще не выдерживает никакой критики. Дело в том, что продажа ракет с большей дальностью просто запрещена РКРТ.
На этапе проработки проекта ПКР П-6 и П-35 было ясно, что для эффективного применения этого оружия необходимо обеспечить наведение на предельной дальности.
В 1959 г году были начаты работы по создания морской системы разведки и целеуказания, которая и была принята на вооружение в 1966 г под названием «Успех». Целеуказание обеспечивались самолетами Ту-95РЦ, которых было выпушено 52 единицы.
Это была действительно система целеуказания, а не передачи информации. Самолет с помощью РЛС обнаруживал вражеский корабль на дальности 250-350 км и потом транслировал радиолокационное изображение на носитель, на дальность до 400 км, который и производил пуски ПКР. Можно сказать, что был создан первый разведывательно-ударный комплекс.
Так же для разведывательной авиации Флота, было изготовлено около 70 Ту-16Р и 12 Ту-22М3Р, кроме того ВМФ переоборудовал своими силами 33 серийных Ту-16 в разведчики Ту-16РМ.
Пара Ту-95РЦ за один вылет обследовала акваторию площадью 10 млн. км2, для Ту-16 этот показатель был 1 млн. км2.
Для полетов на разведку реальных морских целей широко привлекались самолеты Дальней Авиации ВВС. Полеты по планам «Чайка» (Атлантика) и «Чайка-2» (Тихий океан) были обычным делом.
Наличие базовых аэродромов в самых отдаленных уголках мира, большого количества разведывательных судов ВМФ, привлечение судов научного и торгового, а так же вероятно самого большого в мире рыболовецкого флота, делало эту систему весьма эффективной.
Однако она имела один, но решающий недостаток – низкую боевую устойчивость
Поэтому, уже в 1960 году начались работы по созданию системы целеуказания космического базирования.
В ноябре 1978 г МКРЦ «Легенда» была принята на вооружение.
С 1981 г к ней были подключены носители ПКР «Гранит», «Базальт», «Вулкан», «Москит», «Малахит»
При этом взаимодействие могло осуществляться как напрямую с КА входящими в МКРЦ «Легенда» так и через систему космической связи и навигации «Парус» (позднее «Цикада»), пассивную систему загоризонтного целеуказания КРС-27 или через ВЗОИ (взаимный обмен информацией)
Использование единой системы координат цели, спутника и носителя исключало влияние ошибок навигационного комплекса носителя. В результате ВМФ СССР получил в свое распоряжение РУК глобального масштаба сравнимого с которым не имела ни одна страна в мире на протяжении многих лет.
Вступление СССР в «эпоху перестройки» и последовавшая за ней «эра экономических реформ» привели к постепенному прекращению функционирования данной системы.
В 1993 г. район обзора системы был снижен вдвое, а уже в 1998 г она престала играть какую либо существенную роль.
Последний спутник из состава «Легенды» прекратил свою работу в 2007 году.
Справедливости ради нельзя не отметить что поддержание МКРЦ «Легенда» в рабочем состоянии требовало огромных затрат. За период ее эксплуатации было запущено 27 активных и 15 пассивных спутников.
Тем не менее, утверждать, что после этого ВМФ России утратил возможность выполнения ударных задач, и противостояния с АУГ США было бы преувеличением, скорее эти возможности были значительно сокращены.
Но и задачи Флота изменились, речь уже не шла о противостоянии США в мировом океане, необходимо было защитить территорию страны.
В распоряжении Флота оставались загоризонтные РЛС на авианосноопасных направления, система пассивной радиотехнической разведки, возможность привлечения самолетов ДРЛО, да и на орбите оставались КА, как военного, так и двойного назначения.
Впрочем, даже сохранение таких урезанных возможностей при политическом подчинении «Вашингтонскому обкому» и продолжении заявленного экономического курса было под большим вопросом.
В 1993 г. начались первые работы по созданию МКРЦ нового поколения. Ввиду отсутствия должного финансирования сроки выполнения этапов постоянно срывались.
В 2006 г работы были активизированы, что в первую очередь было обусловлено приходом к власти на Украине президента Ющенко. Стало ясно, что рассчитывать на кооперацию с Украиной в таком важном для обороноспособности страны вопросе было нельзя.
Это так же потребовало перекомпоновки КА, так как ранее предполагался его вывод с использованием украинской ракеты.
Запущенный 20 ноября 2009 г. «Космос-2455». первый спутник из состава МКРЦ — «Лотос-С» с индексом 14Ф138.
Из-за ошибок в программном обеспечении КА не мог нормально функционировать. Этот случай до сих пор любимая тема «интернет-либералов» обосновывающих как отсутствие у ВМФ РФ возможностей для загоризонтного целеуказания, так и неспособности РФ самостоятельно создавать разведывательные спутники.
При этом скромно умалчивается, что уже через несколько месяцев спутник был перепрограммирован и стал нормально работать, а так же что с этого случая прошло уже 8 лет.
В 2013 было окончено опытное тестирование МКС «Лиана».
В 2014 на Северном Флоте прошли успешные испытания первого модернизированного комплекса целеуказания по морским целям, получающим информацию от МКС «Лиана».
В настоящее время система эксплуатируется в опытно-дежурном режиме. Были сообщения, что отдельные сегменты системы использовались при нанесении ударов крылатыми ракетами в Сирии.
Принятие на вооружение запланировано на 2018 год.
В состав МКС «Лиана» входит четыре спутника: 2 – «Лотос-С» и 2 «Пион-НКС». Обеспечивается целеуказание по морским, наземным и воздушным целям.
В настоящее время проводится интеграция сети сонаров для контроля и целеуказания по подводным объектам.
Разрешение системы -1 м, точность определения координат-3 м.
Ведутся работы и по другим направлениям (МРИС, «Акварель») так что говорить об отсутствии возможностей загоризонтного целеуказания у ВМФ РФ было неправильно.