Cодержание
1. Боевая бронированная машина «Козак-2»
Общая информация о машине
Разработка ББМ «Козак» (MRAP) началась в инициативном порядке в 2008 г. в частном НПО «Практика» (г. Киев). Ранее это предприятие было известно проектированием и производством средств технической и пожарной безопасности для банков.
Впервые «Козак» был показан на параде 19 августа 2009 г. то есть через год после начала работ.
Известно несколько модификаций машины, однако наиболее распространенной является «Козак-2» (он же «Казак-2014»). Именно такая машина, захваченная в районе Мариуполя, проходила испытания на полигоне 21 НИИИ ВАТ.
ББМ предназначена для перевозки личного состава в количестве 10 человек. Для монтажа вооружения: пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм, предусмотрен опорно-поворотный блок на крыше.
Уровень бронирования STANAG 4569 Level 2, обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия. Выдерживает обстрел из АК-74 на дистанции 10 м. Стекла пуленепробиваемые, с противоосколочным слоем. V-образное днище способно выдержать подрыв ВУ с тротиловым эквивалентом 3 кг. Каркасный принцип построения капсулы повышает выживаемость всех членов экипажа.
«Козак-2» оборудован ФВУ турецкого производства, радиостанцией тернопольского завода «Орион», прибором химической разведки, GPS-навигатором. Ввиду того что бронированные стеклоблоки (56 мм) не открываются и заглушают звуки снаружи, машина оснащена интеркомом.
Для комфорта экипажа машина оборудована кондиционером, камерой заднего вида, парктроником, видеорегистратором и улучшенной термоизоляцией. Лобовое и передние боковые стекла с электроподогревом.
На мой взгляд все эти «навороты» вероятно характерны для максимальной комплектации. Так сказать «Здравствуйте Эмираты».
Грузоподъемность не вооруженной машины составляет 4 тонны, вооруженной — 2,4 т. Способен буксировать прицеп массой 4 тонны.
Стоимость около 300 000 долларов.
Ввиду высокой скорости (до 120 км/час) и малого расхода горючего подходит для вооружения ССО и легкопехотных формирований при рейдовых действиях. Используется как логистический транспорт для подвоза боеприпасов, продуктов и медикаментов, эвакуации раненых.
Конструктивные особенности бронированной машины «Козак-2»
- ББМ «Козак-2» создана на базе грузового автомобиля Iveco Eurocargo 150 E28.
- Корпус цельнометаллический, сварной, бронированный (из бронелистов финской компании «Miilux»), пятидверный с V-образной геометрией кузова в нижней части, с девятью бойницами, с двумя люками, с опорно-поворотным устройством, оборудованным защитой стрелка.
- Двигатель Iveco Tector-6 — шестицилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 279 л.с.
- Коробка передач — механическая, шестиступенчатая, двухходовая с синхронизаторами передач.
- Коробка раздаточная — механическая, двухступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом и постоянно включенным приводом переднего моста.
- Мосты ведущие: передний — с колесным редуктором, задний с блокируемым межколесным дифференциалом.
- Шины Michelin размерностью 395/85R20, безопасные с распорными кольцами, пневматические, бескамерные, радиальные, с рисунком протектора повышенной проходимости и системой RunFlat.
- Подвеска зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, со стабилизаторами поперечной устойчивости.
Результаты сравнительных испытаний
Испытания проводились по методике «Оценка влияния тактико-технического потенциала и военно-технического уровня образцов военной автомобильной техники» 21 НИИИ ВАТ МО РФ.
ББМ «Козак» превосходит, отечественный аналог, по снаряженной массе и грузоподъемности.
- Находится на уровне по показателям угла поперечной статической устойчивости, времени разгона до 60 км/ч и по количеству размещаемого личного состава
- Уступает по показателям удельной нагруженности шин, по объему, дорожному просвету, максимальной скорости, запасу хода, мощности двигателя, а также показателям баллистической и противоминной защиты.
Вывод:
«В целом по военно-техническому уровню бронированный автомобиль «Козак-2» уступает отечественным автомобилям на 22 %».
2. Специализированный бронированный автомобиль для перевозки личного состава «Варта» («Стража»)
Общая информация о машине
ББМ «Варта» разработана компанией «Украинская бронетехника» (г. Киев) в 2015 г. Ранее эта компания, известная с начала 2000-х, называлась «Укрглавпак» и занималась производством пластмассовой тары и упаковки. В 2015 сменила название и сферу деятельности, что кажется несколько странным.
Первоначально машина разрабатывалась для подразделения полиции «Корд» НГУ, однако вскоре пошла и в ВСУ, не смотря на довольно большие габариты.
«Варта» предназначена для перевозки 10 человек и установки вооружения, в числе которого могут быть пулеметы калибром 7,62, 12,7 и 14,5 мм и 30-мм автоматический гранатомет. Конструкция бронекорпуса позволяет устанавливать на крышу башню или боевой модуль массой до 550 кг.
Уровень бронирования STANAG 4569 Level 2. Обеспечивается противоосколочная и противопульная защита от пуль патрона 7,62Х39, выдерживает подрыв на ВУ с тротиловым эквивалентом 8 кг (по другим данным 6 кг).
Лобовое стекло пуленепробиваемое и состоит из двух стеклоблоков. В верхней части каждой двери установлен пуленепробиваемый стеклоблок и оборудована закрытая заслонкой амбразура.
Сидения экипажа и десанта противоминные с амортизирующим креплением и подголовником, складные вверх, для переоборудования машины для перевозки груза.
Грузоподъемность машины 2000 кг.
Стоимость в 2016 году составляла 240 000 долларов.
Конструктивные особенности ББМ «Варта»
Поступившая на исследование машина была захвачена в 2022 году в Мариуполе и вероятно находилась на вооружении 35-ой бригады морской пехоты.
- В качестве базового, для бронеавтомобиля «Варта», используется шасси автомобиля МАЗ-5434
- Корпус сварной, цельнометаллический, бронированный (из шведских бронелистов ARMOX 560), пятидверный, с V-образной геометрией в нижней части, с девятью бойницами, с двумя люками, с опорно-поворотным устройством, оборудованным защитой стрелка и зеркалами заднего вида.
- Двигатель ЯМЗ-65651, шестицилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 270 л.с.
- Коробка передач — механическая, семиступенчатая, двухходовая с синхронизаторами передач.
- Коробка раздаточная механическая, одноступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом и постоянно включенным приводом переднего моста
- Мосты ведущие: передний — с колесным редуктором, задний — с блокируемым межколесным дифференциалом
- Шины «Бел-248» размерностью 14.00R20, безопасные с распорными кольцами, пневматические, бескамерные, радиальные, с рисунком протектора повышенной проходимости, с автоматической системой подкачки шин.
- Подвеска зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, со стабилизаторами поперечной устойчивости.
Результаты сравнительных испытаний
В результате сравнения с отечественным аналогом установлено, что бронированный автомобиль «Варта»:
- Превосходит по грузоподъемности.
- Находится на уровне по показателям снаряженной массы, запасу хода и по количеству размещаемого личного состава.
- Уступает по показателям угла поперечной статической устойчивости, удельной нагруженности шин по объему, времени разгона до 60 км/ч, дорожному просвету, максимальной скорости, мощности двигателя и уступает по баллистической и противоминной защите
Вывод:
«В целом по военно-техническому уровню бронированный автомобиль «Варта» уступает отечественным автомобилям на 19 %».
Отдельные технические решения трофейных автомобилей, могут быть применены при модернизации и разработке отечественных образцов:
- Размещение бойниц в виде отдельного блока под бронестеклом в дверях и корпусе (бронированный автомобиль «Варта»).
- Оснащение опорно-поворотного кольца для установки вооружения бронестеклами по фронту и с боков, а также зеркалами заднего вида (бронированные автомобили «Варта» и «Козак-2»).