1. Состав КДБ, условия и цели проведения и цели проведения испытаний

Бронеавтомобиль «Тигр-М» с КДБ (АСН-233115-0000010-10) изготовлен по измененной конструкторской документации, с корпусом из стали А3.

Автомобиль АСН Тигр-М с комплектом дополнительного бронирования на испытаниях. Внешний вид
Внешний вид АСН «Тигр-М» с КДБ

Комплект дополнительного бронирования (КДБ) состоит из следующих элементов:

1 — Бронеэкраны для защиты моторного отсека на ограждении передка – 1 шт.

    2 — Бронеэкран центральной части капота – 1 шт.

    3 — Бронеэкраны защиты щитка передка над капотом – 1 шт.

    4 — Бронеэкраны защиты задних колес – 2 шт.

    5 — Бронеэкраны боковых дверей – 2 шт.

    6 — Бронеэкраны защиты передних колес и моторного отсека – 2 шт.

    Также в комплект входит набор крепежных деталей для доработки АМН и АСН под монтаж КДБ и эксплуатационная документация.

    Схема дополнительного бронирования автомобиля специального назначения Тигр-М с КДБ. Показаны дополнительные элементы
    Схема дополнительного бронирования АСН «Тигр-М»

    Условия эксплуатации бронеавтомобиля «Тигр-М» с КДБ по отношению к машине без КДБ не изменились.

    Машина рассчитана на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 С0, относительной влажности воздуха до 98% при температуре до плюс 25 С0, запыленности воздуха до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, интенсивности дождя до 180 мм/ч.

    Для определения влияния конструктивных доработок на эксплуатационные характеристики автомобиля «Тигр-М» с КДБ, была организована его опытная эксплуатация.

    Исследование проводились на базе воинских частей ЗВО и ЮВО, под контролем представителей ФГБУ «21 НИИИ ВАТ» Минобороны России.

    В ходе опытной эксплуатации решались следующие вопросы:

    • оценка влияния КДБ на эксплуатационные свойства автомобиля;
    • определение эффективности КДБ по повышению уровня защиты при использовании по назначению;
    • проверка и оценка технических характеристик и отдельных эксплуатационных свойств машины при использовании по предназначению в условиях войсковой эксплуатации;
    • выявление отказов и повреждений;

    Опытная эксплуатация проводилась в сложных дорожных условиях летом на заболоченных участках местности, оврагах с увлажненным грунтовым покрытиям, грунтах с низкой несущей способностью.

    автомобиль Тигр-М на испытаниях движется по размытой грунтовой дороге
    Автомобиль СН «Тигр-М» на размытой грунтовой дороге

    2. Результаты испытаний бронеавтомобиля «Тигр-М» с КДБ

    В результате проведенных работ и натурных экспериментов были получены следующие результаты.

    Профильная проходимость.

    • автомобиль «Тигр-М» с КДБ преодолевает подъем с крутизной до 20° на улучшенных грунтовых дорогах с первой попытки;
    • движение машины на грунтах с низкой несущей способностью при движении в подъем крутизной более 10° не обеспечено;
    • автомобиль способен двигаться по грунтовым дорогам удовлетворительного, разбитого и размокшего состояния, но не пригоден к эксплуатации в период распутицы, на заболоченных участках местности, оврагах с увлажненным покрытием;
    • угол поперечной статической устойчивости соответствует требованиям нормативных документов;

    Среднетехническая скорость.

    • По результатам выполнения лабораторно-дорожных работ по определению среднетехнической скорости движения установлено, что увеличение массы автомобиля вследствие установки дополнительной брони ведет к ухудшению скоростных свойств.
    • Для решаемых задач в составе подразделений среднетехническая скорость движения по разбитым грунтовым дорогам является не достаточной.

    Топливная экономичность и запас хода.

    По показателю запаса хода «Тигр-М» с КДБ уступает серийному автомобилю «Тигр-М» в связи с увеличением расхода топлива.

    Удобство посадки высадки.

    • время и удобство посадки и высадки, размещения экипажа в обитаемом отделении в штатной экипировке соответствует требованиям нормативных документов;
    • в задней части машины установлена специальная подножка для десанта;
    Автомобиль Тигр-М движется по укатанной грунтовой дороге на войсковых испытаниях
    «Тигр-М» на укатанной грунтовой дороге

    Передняя обзорность с рабочего места водителя.

    • установка КДБ привела к снижению обзорности с рабочего места водителя, что влияет на безопасность движения в составе колонн в дневное и ночное время;
    • требования допускают ограничение обзорности через бронестекла (водителя и старшего машины) по причине уменьшения площади, однако по результатам проведенных испытаний установлено, что наличие защитных штор лобовых и боковых стекол нецелесообразно из-за большого количества непросматриваемых зон;

    Эвакопригодность и эвакоспособность.

    Установленная дополнительная защита и подножка для десанта увеличили массу автомобиля, тем самым снизив показатели эвакопригодности и эвакоспособности.

    Безотказность и маневренность.

    • по показателям безотказности автомобиль «Тигр-М» с КДБ оценивается положительно;
    • выявленные недостатки имеют в целом конструктивный характер;
    •  при движении по грунтовым дорогам с низкой несущей способностью происходит забивание арок и свободного пространства под бронеэкранами, что существенно снижает проходимость и маневренность;

    Таким образом, в результате проведения опытной эксплуатации автомобилей специального назначения (АСН) «Тигр-М» с КДБ установлено:

    • увеличенная масса отрицательно влияет на эксплуатационные свойства автомобиля, такие как проходимость, управляемость, скоростные и тормозные свойства, существенно снижаются показатели опорной проходимости на грунтовых дорогах с низкой несущей способностью и на песке;
    • бронеэкраны защиты передних и задних колес ограничивают возможность движения по пересеченной местности (грунтовым дорогам с низкой несущей способностью), т.к. рамки бронеэкранов контактируют с опорной поверхностью, а арки и пространства под бронеэкранами забиваются грязью;
    • применение защитных шторок лобовых и боковых стекол снижает показатели перед ней обзорности с рабочего места водителя и старшего машины;
    автомобиль Тигр-М увязший в грязи после того как съехал с дороги
    АСН «Тигр-М» на грунте с низкой несущей способностью

    3. Предложения 21 НИИ ВАТ по улучшению КДБ и эксплуатационных характеристик

    По результатам опытной эксплуатации представителями 21 НИИИ ВАТ МО были внесены следующие предложения:

    • рассмотреть возможность снижения массы КДБ за счет оптимизации его состава и применения новых материалов (как вариант, возможно исключение бронеэкрана защиты щитка передка над капотом и уменьшение размеров бронеэкранов боковых дверей);
    • проработать вопрос изменения конструкции и уменьшения размеров бронеэкранов за щиты колес;
    • проработать вопрос изменения конструкции бронеэкранов защиты фар головного света с возможностью фиксации бронеэкранов в открытом состоянии в темное время суток;
    • установить дополнительные бронеэкраны на местах размещения личного состава в десантном отделении;
    • проработать вопрос исключения защитных шторок боковых стекол;
    • для повышения показателей обзорности с рабочего места водителя и исключения случаев потери видимости при повреждении лобовых стекол необходимо проработать вопрос возможности установки внешних камер видеонаблюдения с выводом изображения на монитор:
    Схема изменений комплекта дополнительного бронирования (КДБ) предложенная специалистами 21 НИИИ ВАТ МО РФ
    Изменения КДБ АСН «Тигр-М» предложенные 21 НИИИ ВАТ МО

    В ходе проведения испытаний (войсковой эксплуатации) был проведен сравнительный анализ основных тактико-технических характеристик автомобиля «Тигр-М» (АСН-233115 «Тигр-М»), принятого на снабжение в ВС РФ и автомобиля «Тигр-М» с КДБ (АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» с установленным комплектом дополнительного бронирования). Было выявлено, что установка дополнительной брони повлекла за собой снижение технических характеристик и эксплуатационных свойств машины.

    В то же время защита повышает безопасность основных агрегатов и экипажа автомобиля от боевых повреждений и положительно влияет на психологическое состояние личного состава, выполняющего боевую задачу.

    По мнению специалистов 21 НИИИ ВАТ Минобороны России испытания вывили как положительные, так и отрицательные моменты. Ясно, что такого рода защита бронеавтомобилей актуальна и необходима, но требует значительной доработки.

    На мой взгляд, увеличение полной массы на 900 кг не могло не привести к ощутимому ухудшению ходовых и маневренных характеристик, а уменьшение эффективной площади лобовых стекол — снижению обзорности.

    «Тупое» навешивание дополнительных стальных листов не может привести к комплексному повышению боевой эффективности. Во всем мире от Бразилии до Китая для этой цели используют элементы из композиционных материалов.

    Судя по положению в нашей промышленности, Поручения президента 2012 г о развитии отрасли производства композитов благополучно забыты. Финансовые средства «освоены», а «результаты» сданы в архив.