Cодержание
1. Состав КДБ, условия и цели проведения и цели проведения испытаний
Бронеавтомобиль «Тигр-М» с КДБ (АСН-233115-0000010-10) изготовлен по измененной конструкторской документации, с корпусом из стали А3.
Комплект дополнительного бронирования (КДБ) состоит из следующих элементов:
1 — Бронеэкраны для защиты моторного отсека на ограждении передка – 1 шт.
2 — Бронеэкран центральной части капота – 1 шт.
3 — Бронеэкраны защиты щитка передка над капотом – 1 шт.
4 — Бронеэкраны защиты задних колес – 2 шт.
5 — Бронеэкраны боковых дверей – 2 шт.
6 — Бронеэкраны защиты передних колес и моторного отсека – 2 шт.
Также в комплект входит набор крепежных деталей для доработки АМН и АСН под монтаж КДБ и эксплуатационная документация.
Условия эксплуатации бронеавтомобиля «Тигр-М» с КДБ по отношению к машине без КДБ не изменились.
Машина рассчитана на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 С0, относительной влажности воздуха до 98% при температуре до плюс 25 С0, запыленности воздуха до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с, интенсивности дождя до 180 мм/ч.
Для определения влияния конструктивных доработок на эксплуатационные характеристики автомобиля «Тигр-М» с КДБ, была организована его опытная эксплуатация.
Исследование проводились на базе воинских частей ЗВО и ЮВО, под контролем представителей ФГБУ «21 НИИИ ВАТ» Минобороны России.
В ходе опытной эксплуатации решались следующие вопросы:
- оценка влияния КДБ на эксплуатационные свойства автомобиля;
- определение эффективности КДБ по повышению уровня защиты при использовании по назначению;
- проверка и оценка технических характеристик и отдельных эксплуатационных свойств машины при использовании по предназначению в условиях войсковой эксплуатации;
- выявление отказов и повреждений;
Опытная эксплуатация проводилась в сложных дорожных условиях летом на заболоченных участках местности, оврагах с увлажненным грунтовым покрытиям, грунтах с низкой несущей способностью.
2. Результаты испытаний бронеавтомобиля «Тигр-М» с КДБ
В результате проведенных работ и натурных экспериментов были получены следующие результаты.
Профильная проходимость.
- автомобиль «Тигр-М» с КДБ преодолевает подъем с крутизной до 20° на улучшенных грунтовых дорогах с первой попытки;
- движение машины на грунтах с низкой несущей способностью при движении в подъем крутизной более 10° не обеспечено;
- автомобиль способен двигаться по грунтовым дорогам удовлетворительного, разбитого и размокшего состояния, но не пригоден к эксплуатации в период распутицы, на заболоченных участках местности, оврагах с увлажненным покрытием;
- угол поперечной статической устойчивости соответствует требованиям нормативных документов;
Среднетехническая скорость.
- По результатам выполнения лабораторно-дорожных работ по определению среднетехнической скорости движения установлено, что увеличение массы автомобиля вследствие установки дополнительной брони ведет к ухудшению скоростных свойств.
- Для решаемых задач в составе подразделений среднетехническая скорость движения по разбитым грунтовым дорогам является не достаточной.
Топливная экономичность и запас хода.
По показателю запаса хода «Тигр-М» с КДБ уступает серийному автомобилю «Тигр-М» в связи с увеличением расхода топлива.
Удобство посадки высадки.
- время и удобство посадки и высадки, размещения экипажа в обитаемом отделении в штатной экипировке соответствует требованиям нормативных документов;
- в задней части машины установлена специальная подножка для десанта;
Передняя обзорность с рабочего места водителя.
- установка КДБ привела к снижению обзорности с рабочего места водителя, что влияет на безопасность движения в составе колонн в дневное и ночное время;
- требования допускают ограничение обзорности через бронестекла (водителя и старшего машины) по причине уменьшения площади, однако по результатам проведенных испытаний установлено, что наличие защитных штор лобовых и боковых стекол нецелесообразно из-за большого количества непросматриваемых зон;
Эвакопригодность и эвакоспособность.
Установленная дополнительная защита и подножка для десанта увеличили массу автомобиля, тем самым снизив показатели эвакопригодности и эвакоспособности.
Безотказность и маневренность.
- по показателям безотказности автомобиль «Тигр-М» с КДБ оценивается положительно;
- выявленные недостатки имеют в целом конструктивный характер;
- при движении по грунтовым дорогам с низкой несущей способностью происходит забивание арок и свободного пространства под бронеэкранами, что существенно снижает проходимость и маневренность;
Таким образом, в результате проведения опытной эксплуатации автомобилей специального назначения (АСН) «Тигр-М» с КДБ установлено:
- увеличенная масса отрицательно влияет на эксплуатационные свойства автомобиля, такие как проходимость, управляемость, скоростные и тормозные свойства, существенно снижаются показатели опорной проходимости на грунтовых дорогах с низкой несущей способностью и на песке;
- бронеэкраны защиты передних и задних колес ограничивают возможность движения по пересеченной местности (грунтовым дорогам с низкой несущей способностью), т.к. рамки бронеэкранов контактируют с опорной поверхностью, а арки и пространства под бронеэкранами забиваются грязью;
- применение защитных шторок лобовых и боковых стекол снижает показатели перед ней обзорности с рабочего места водителя и старшего машины;
3. Предложения 21 НИИ ВАТ по улучшению КДБ и эксплуатационных характеристик
По результатам опытной эксплуатации представителями 21 НИИИ ВАТ МО были внесены следующие предложения:
- рассмотреть возможность снижения массы КДБ за счет оптимизации его состава и применения новых материалов (как вариант, возможно исключение бронеэкрана защиты щитка передка над капотом и уменьшение размеров бронеэкранов боковых дверей);
- проработать вопрос изменения конструкции и уменьшения размеров бронеэкранов за щиты колес;
- проработать вопрос изменения конструкции бронеэкранов защиты фар головного света с возможностью фиксации бронеэкранов в открытом состоянии в темное время суток;
- установить дополнительные бронеэкраны на местах размещения личного состава в десантном отделении;
- проработать вопрос исключения защитных шторок боковых стекол;
- для повышения показателей обзорности с рабочего места водителя и исключения случаев потери видимости при повреждении лобовых стекол необходимо проработать вопрос возможности установки внешних камер видеонаблюдения с выводом изображения на монитор:
В ходе проведения испытаний (войсковой эксплуатации) был проведен сравнительный анализ основных тактико-технических характеристик автомобиля «Тигр-М» (АСН-233115 «Тигр-М»), принятого на снабжение в ВС РФ и автомобиля «Тигр-М» с КДБ (АСН-233115-0000010-10 «Тигр-М» с установленным комплектом дополнительного бронирования). Было выявлено, что установка дополнительной брони повлекла за собой снижение технических характеристик и эксплуатационных свойств машины.
В то же время защита повышает безопасность основных агрегатов и экипажа автомобиля от боевых повреждений и положительно влияет на психологическое состояние личного состава, выполняющего боевую задачу.
По мнению специалистов 21 НИИИ ВАТ Минобороны России испытания вывили как положительные, так и отрицательные моменты. Ясно, что такого рода защита бронеавтомобилей актуальна и необходима, но требует значительной доработки.
На мой взгляд, увеличение полной массы на 900 кг не могло не привести к ощутимому ухудшению ходовых и маневренных характеристик, а уменьшение эффективной площади лобовых стекол — снижению обзорности.
«Тупое» навешивание дополнительных стальных листов не может привести к комплексному повышению боевой эффективности. Во всем мире от Бразилии до Китая для этой цели используют элементы из композиционных материалов.
Судя по положению в нашей промышленности, Поручения президента 2012 г о развитии отрасли производства композитов благополучно забыты. Финансовые средства «освоены», а «результаты» сданы в архив.