Опыт вооруженных конфликтов последних лет, еще раз показал, что бронетанковая техника не утратила своей ведущей роли и в нынешнем веке. Никакие БпЛА тут ничего изменить не могут, ибо ничего другого, сравнимого по боевой мощи и защищенности с танком, просто нет.

Организационные и технические вопросы начального периода

В район проведения СВО бронетанковая техника прибыла после предварительной подготовки в местах постоянной и временной дислокации.

Однако ее значительная часть, имела различные неисправности и некомплектные ЗИП. Это потребовало проведения большого объема ремонтных работ перед ее применением.

Имелись неисправности в электрооборудовании, СУО, отсутствовала штатная динамическая защита (либо полностью или отдельные ее элементы).

Несколько БМП, автомашина обслуживания, ремонт бронетехники в полевых условиях
Ремонт бронетехники в полевых условиях

Огромной проблемой стало отсутствие унификации военной техники и вооружения.

Так:

  • В бронетанковой технике используется 7 типов двигателей.
  • СУО на различных модификациях Т-72 т Т-80 имеют в своих составах не взаимозаменяемые блоки.
  • На вооружение и доукомплектование поступают различные типы (модификации) танков, на которых установлены различные радиостанции.  Они различаются не только конструкцией, но что гораздо хуже и диапазоном частот, и даже аппаратурой внутренней связи и коммутации.
  • Подобная картина наблюдается и с автоматами (механизмами) заряжания.

Из-за низкой унификации БТВТ показатели ее ремонтопригодности оказались в 3-5 раз ниже, чем заявленные в руководствах по войсковому ремонту. Сроки освоения и ремонта увеличены на 15-20%.

В свое время, Л. Рамзин («Промпартия») выступая перед «Торгпромом» в Париже, заявил, что одним из важнейших направлений, их вредительской деятельности, является жесткое противодействие унификации.

Дело «Промпартии» успешно завершили уже в «Новой России» (не буду называть фамилий) одним махом отменив все ГОСТы и множество других нормативных документов.  

Сегодня, конечно, можно, слать директорам предприятий копии «Сталинских телеграмм», но толку от этого будет не много.

Для доукомплектования частей и восполнения потерь в начальный период подавалось значительное количество разномарочной бронетанковой техники как новой, так и снимаемой с хранения.

Проверка бронетехники, поступившей с ЦБРТ, вскрыла значительное количество недостатков, существенно увеличивших сроки ее подготовки и подачи в боевые порядки (до 10 суток).

Если с техникой первой категории проблем практически не было, то в остальных случаях проводились самые разнообразные работы.

В том числе: замена двигателей, устранение неисправностей средств связи, СУО, систем электроснабжения и электрического пуска, зарядка АКБ, доукомплектование ЗИП.

Для устранения неисправностей привлекались специалисты ремонтных органов, баз хранения, заводов-изготовителей.

Неудовлетворительное состояние техники, хранящейся на ЦБРТ, объясняется следующими причинами:

  • Разрешение передавать вооружение и военную технику в ЦБРТ по их фактическому техническому состоянию.
  • Большой некомплект личного состава, ввиду сокращения военнослужащих и замещения их гражданским персоналом.
  • Недопоставки запасных частей.

Боевые повреждения бронетанковой техники

Значительное количество БТТ (как подлежащей ремонту, так и безвозвратно потерянной) получило боевые повреждения в результате огня ручных противотанковых гранатометов и ПТУР.

Это можно объяснить как высокой плотностью промышленной и жилой застройки в зоне проведения СВО, так и отказом от маневренной войны. При этом все типы военной и бронированной техники поражались в наиболее уязвимые места.

Боевое повреждение отверстие от кумулятивного боеприпаса в башне танка
Боевое повреждение кумулятивным боеприпасом

Танки

Пробитие броневой защиты приводит к поражению агрегатов МТО, отказам стабилизатора и автомата заряжания, пробитию (трещинам) внутренних топливных баков, разрушению оптических и оптико-электронных систем, оплавлению электропроводки, выходу из строя средств связи.

Попавшие в зону поражения кумулятивной струи механизмы и узлы разрушаются, л/с выводиться из строя.  В некоторых случаях происходит возгорание пороховых зарядов, с последующим взрывом боекомплекта. 

При попадании кумулятивной струи на агрегаты моторно-трансмиссионного отделения происходило их воспламенение с дальнейшим взрывом топливных баков и боекомплекта.

При поражении гранатой блока установленной ДЗ кумулятивная струя разрушается. Однако при подрыве сработавшего элемента ДЗ происходит срыв 3-5 соседних контейнеров, что позволяет противнику, при повторном попадании поразить танк.

Имелись случаи выхода из строя танков из-за отказов стабилизатора, автомата заряжания и прицелов в результате попадания гранат с непробитием брони и ударов танков об стены зданий.

Легкая бронетехника

Повреждения всех БМП, возникшие в результате попаданий гранат противотанковых гранатомётов, а также прямых попаданий мин (или их осколочного действия) как правило локализуются по корпусу в местах расположения десанта и МТО.

При попадании гранаты РПГ-7 происходит сквозное пробитие (от борта до борта), смешение башни (БМП-2) в результате разрушения погона, заклинивание люков и дверей (БМП-3).

При прямом воздействии мин и осколков с малой дистанции, происходит пробитие брони и топливных баков в дверях десантного отделения, с последующим возгоранием БМП и подрывом боекомплекта, характерным признаком которого является срыв башни и ее отлет на 5-7 метров от корпуса машины.

Бронетранспортеры БТР-70 показали практически полную непригодность к применению в существующих условиях.

Предпочтение отдается дизельным БТР-80 и БТР-82, которые лучше защищены и более удобны внутри.

Применения этой техники в боевых действиях показало, что броня пробивается из крупнокалиберных пулеметов во всем корпусе, поражение происходит и от осколков мин

Уничтожение БТР производится и из РПГ-7, путем обстрела места расположения десанта и моторного отсека.

Конструктивные недостатки отечественной бронетехники

В результате боевого применения выявлен ряд недостатков серийно производимых машин.

Немеханизированная боевая укладка располагается в самых уязвимых местах машины.

В основном ПТУР попадают в заднюю часть башни и двигатель, то есть в места расположения большей части механической боеукладки, что приводит к мгновенному подрыву боекомплекта.

Боеприпасы загружают только в автоматы заряжания, в этом случае, при пробитии брони, у экипажа есть время покинуть машину и остаться в живых.

Командирская башенка не обеспечивает круговой обзор, что ведет к чрезмерным потерям при ведении боев в городских условиях.

Прицелы имеют большие «входные окна», которые или не имеют защитных крышек или же они крепятся болтами, что увеличивает время необходимое для внезапного вступления в бой.

Отсутствие крышек приводит к поражению прицелов даже от случайных выстрелов и их загрязнению еще до соприкосновения с противником.  

Тепловизионный канал прицела ПНМ «Сосна-У» имеет время выхода на рабочий режим до 11 минут, что в условиях современного боя критически много.

Согласно инструкции по эксплуатации одновременное включение прицела наводчиком орудия и командиром танка запрещено, так как может привести к выходу тепловизионного канала из строя.

При невозможности наводчиком вести стрельбу по каким-либо причинам, командиру приходиться нарушать данный пункт инструкции.

При поражении танка (особенно при подрыве на мине) затруднен выход из машины механика-водителя (не всегда имеется возможность включения аварийного поворота колпака). Отсутствует механизм аварийного открытия люка.

Известны случаи, когда после выстрела поддон не улавливается ловушкой, в следствии чего стабилизатор вооружения блокируется и танк не может вести стрельбу.

Необходимо вручную вернуть его в улавливатель, что ведет к потере времени в бою.

Перед наступлением темноты и перед рассветом необходимо менять смотровой прибор механика-водителя (с дневного на ночной и наоборот). В бою это зачастую невозможно и ведет к потере времени.

В танке отсутствует место для хранения личных вещей, кухонной утвари и т.п. Экипажу приходиться «проявлять смекалку» однако нередко это приводит к задержкам при стрельбе (наличие посторонних предметов в районе люка выброса поддонов, смотровых приборов, погона башни).

Танк на котором сверху в сумках нагружены личные вещи экипажа, его пожитки
Пожитки экипажа на танке

Выводы

  • Все типы и модели БТВТ показали низкую живучесть при ведении боевых действий в населенных пунктах. Одна из основных причин — применение РПГ на дистанциях 100 и менее метров.
  • Без применения динамической защиты, защищенность танков не обеспечивает сохранение работоспособности основных систем и личного состава при попадании кумулятивной гранаты.
  • При использовании существующей навесной ДЗ, при срабатывании одного контейнера происходит срыв 3-5 элементов, находящихся рядом.
  • Выявлены конструктивные недостатки размещения боеприпасов и топлива в не бронированных отсеках.
  • Системы ППО укомплектованы термодатчиками, не обеспечивающими надежное подавление очагов пожара ни в МТО, ни в боевом отделении.
  • Конструктивные особенности приборов ночного видения, а также их размещение показали их низкую живучесть от огня стрелкового оружия противника и засветки от пожаров и огня соседних танков.

Направления совершенствования БТТ

В качестве первоочередных мер предлагается:

Установить на объекты БТТ сигнальные системы (маяки) для облегчения их поиска и идентификации в случае повреждения.  

Установить на бронетехнику автоматизированные системы постановки дымовых завес, срабатывающих в случае поражения объектов, что позволит обеспечить:

  • Безопасную эвакуацию экипажей (водителей) из машин
  • Кратковременное обозначение места выхода БТТ из строя.
  • Имитацию поражения машины с помощью дымовой шашки.

Оснастить механика-водителя единым прибором наблюдения имеющим и дневной и ночной канал.

Установить на БТВТ индикаторы лазерного облучения видимого и ближнего инфракрасного (до 1,06 мкм) диапазона волн.

Разработать элементы зашиты приборов наблюдения и прицелов, устанавливаемых на корпусах и башнях танков и машин для всех условий их применения, кроме боевой работы.

Оснастить БТВТ навигационным оборудованием.

Вот читаю эти предложения и одна мысль в голове, что же эти сукины дети делали 30 лет? Все. И военные и из высокотехнологичных государственно-образующих корпорации. Разрушали то, что в Советском Союзе сделали? Чтобы и следа не осталось от «проклятого коммунистического прошлого»?

Даже последнему дебилу понятно, чем совершеннее оружие, которое применяет армия на поле боя, тем меньше потерь она несет, тем меньше сил и времени затрачивает для победы над противником.

Военная техника и вооружение на площадке ремонта
Ремонт боевой техники