20 февраля 2024 года опубликован официальный отчет о действиях авиации Израиля в ходе конфликта начавшегося 7 октября 2023 года.

1. Боевые действия израильской авиации в Газе

За 4 месяца боевых действий авиация Израиля нанесли более 31 000 авиационных ударов по целям в Газе, на Западном берегу, и на северной границе – то есть в Ливане и Сирии. Общий налет ВВС (пилотируемая и беспилотная авиация) составил 186 000 часов.

Развалины многоэтажных домов разрушенных израильской авиацией в Газе
Разрушения в секторе Газа Фото: Fatima Shbair/AP

В среднем, в течении суток, по различным целям, наносится 228 авиаударов. В ходе боев 2021 г. ВВС Израиля за 11 дней атаковали 1500 целей.  Интенсивность применения авиации в ходе текущего конфликта значительно выше.

В докладе не уточняется, что в данном случае понимается под термином «цель». Возможно, для поражения некоторых целей требуется более чем один боеприпас или вылет.

Количество авиаударов по направлениям (районам) составило:

Сектор Газа (ХАМАС) – 29 000. В сообщении израильского командования от 12 ноября говорилось о 15 000 атакованных целей, то есть практически половина всех ударов пришлось на первые 5 недель войны.

Западный берег р. Иордан – более 30. До обострения конфликта, в течении 20 лет, данный район Палестинской Автономии авиаударам Израиля не подвергался.

Северная граница – 1100. Большинство целей на территории Ливана, несколько десятков – в Сирии. В сообщении от 14 января говорилось о 750 атакованных целей.

В целях непосредственной авиационной поддержки войск было нанесено 7000 «молниеносных удара». Под этим термином понимаются атаки при непосредственной угрозе или по срочной просьбе войск.

Зачастую цели поражались на минимальном расстоянии от позиций своих войск. Так 6 ноября 2023 г. было сообщено а нанесении истребителем F-35, авиаудара по цели, расположенной в 200 метрах от израильских позиций.  Минимальное расстояние — 80 метров зафиксировано 18 ноября 2023 г. когда был уничтожен ПТРК ХАМАС обстреливающий танки 401 ТБр.

F-35I авиации Израиля на рулежной дорожке АБ Неллис в США
F-35I Adir ВВС Израиля на АБ Неллис США Фото: Department of Defense

Для поражения целей израильская авиация применяла истребители F-35 и F-16, БпЛА Hermes-450 «Zik» и вертолетами «Apache»

  • Истребители нанесли 26 000 ударов
  • Вертолеты — более 3800
  • БпЛА – около 3800

Вертолетная авиация широко использовалась и для решения вспомогательных задач, в том числе и эвакуации раненных. С этой целью, в Газу было выполнено более 500 вылетов, в ходе которых был эвакуирован 1161 военнослужащий.

Половина из них в течении первого месяца после начала наземной операции. Вторая — в течении двух последующих (с 20 декабря по 20 февраля).

Среднее время нахождения вертолета на земле, при эвакуации – 60 секунд. Как правило раненные попадали в госпиталь в течении часа.

2. ПВО (ПРО) Израиля в отражении ракетных атак ХАМАС

В воздушное пространство Израиля вошло более 9 500 ракет, в основном дальностью до 80 км. Хуситы и Хезболла применяли ракеты и БпЛА большей дальности.

По данным АОИ, около 12% ракет, запущенных ХАМАС, в следствии технических неисправностей, падают на территории Газы.

ПВО обстреливает только те ракеты, которые согласно траекторному расчету, могут поразить населенные пункты. Ракеты, падающие в ненаселенной местности, не атакуются. Это позволяет избежать неэффективного расходования противоракет, перегрузи системы ПВО и сопутствующего ущерба на земле от обломков сбитых ракет.

ЗРК Железный купол ПВО Израиля Следы и взрывы противоракет в воздухе
Работа ЗРК Железный купол Источник: сайт u-f.ru

В ПВО (ПРО) Израиля используется три зенитно-ракетные системы отечественного производства и американский ЗРК «Пэтриот»

«Железный купол» — ЗРК малой дальности.  В ходе текущего конфликта, на его долю приходится более 2000 сбитых ракет противника

«Праща Давида» — ЗРК средней дальности. Перехватил несколько десятков целей, точное количество не сообщается. Почти все цели были поражены в первый день конфликта.

«Стрела-3» — зенитно-ракетная система большой дальности, не ее счету 6 уничтоженных целей. Первый успешный перехват в ноябре 2023 года.

Стоящие на вооружении ЗРК «Пэтриот» активно не использовались. Часть их расчетов была отправлена переучиваться на ЗРК «Железный купол». Это позволит уже в ближайшее время развернуть несколько дополнительных батарей данного комплекса.

Для отражения ракетных атак и ударов БпЛА была задействована и израильская авиация. Так истребителем F-35 над Красным морем была сбита ракета хуситов.

3. Потери сторон

По публикуемой информации можно судить лишь об общем уровне потерь, без разбивки на авиацию, артиллерию или наземные ракетные комплексы.

Сектор Газа: Министерство здравоохранения сектора заявило о 29 195 погибших палестинцев, без разделения на боевиков и гражданских. Израильская армия сообщает об уничтожении 12 000 боевиков ХАМАС и других организаций. В свою очередь ХАМАС подтверждает гибель 6000 членов организации.

Дома и вышка на юге Ливана вокруг взрывы бомбардировка авиацией Израиля
Бомбардировка южного Ливана Фото Hassan Ammar

Северная граница: Глава пресс-службы АОИ контр-адмирал Д. Хагари, ранее в феврале, сообщил, что после 7 октября израильская армия нанесла удары по 3400 объектам Хезболлы в Ливане и несколько десятков ударов по территории Сирии. В том числе были поражены 120 наблюдательных пунктов, 40 складов с оружием и боеприпасами, 40 пунктов управления, а также другие более значимые объекты – ВПП для запуска БпЛА и склад зенитных ракет Хезболлы. По его словам, было убито около 200 боевиков

В свою очередь, представитель Хезболлы назвал имена 179 членов организации которые были убиты в Ливане (лишь немногие в Сирии. Так же в Ливане, погибли 22 боевика других организаций, 1 ливанский военнослужащий и 19 гражданских лиц, 3 из которых были журналистами.

В данном случае интересно то, что наблюдается довольно высокая степень совпадения в информации о погибших, предоставленных сторонами. Около 200 и 221.

Израильская армия: По официальным данным, по состоянию на 20 февраля 2024 года погибло и умерло от ран 236 военнослужащих. Впрочем, реальные потери (согласно давней израильской традицией) могут быть ощутимо выше.

4. Некоторые предварительные выводы

Наблюдается определенное снижение активности израильской авиации, сравнительно с начальным периодом начала конфликта. Вероятной причиной является отсутствие целей. Бомбить больше нечего. Удары наносятся только в целях непосредственной поддержки войск.

Проблема типичная для войны между высокоразвитыми и промышленно не развитыми странами. Пример сегодняшнего дня — хуситы, однако наиболее отчетливо это проявилось во время вьетнамской войны.

Американцы могли провести сколько угодно «Рождественских бомбардировок» призванных «усадить Вьетнам за стол переговоров» и все с таким же, то есть нулевым эффектом. Бомбардировки никак не отражались на военном потенциале ДРВ. ВНА, как получала оружие и военную технику из СССР и Китая, так и продолжила их получать.

В связи с этим возникает вопрос об эффективности наших действий при проведении СВО. Украина, конечно, не Газа, однако большую часть боеприпасов и самое эффективное вооружение она получает из-за рубежа. Производство собственного вооружения не значительно, и уничтожение еще действующих предприятий положение ВСУ ощутимо не ухудшит, а наше не улучшит.

Адептам БпЛА, утверждающим что время пилотируемой авиации прошло, можно сказать, что опыт войны в Газе их убежденность никак не подтверждает.

Три БпЛА Hermes-450 и военнослужащие 161 эскадрильи израильской авиации на авиабазе Пальмахим
161 эскадрилья БпЛА «Черная змея» ВВС Израиля Фото: Армия Обороны Израиля

Израильская беспилотная авиация без сомнения, одна из лучших в мире, однако:

На долю БпЛА в ходе конфликта в Газе пришлось всего-11-12 % ударов, нанесенных израильской авиацией.

Прекрасно справляющиеся с поражением отдельных целей, то есть с нанесением в принципе террористических ударов, БпЛА оказались не особо востребованы в обычном военном конфликте. Это и понятно, не та грузоподъемность, не та мощность боеприпасов, не та скорость и т.д.

Если в «мирное время» налет БпЛА составлял 80% от общего налета израильской авиации, то сегодня картина прямо противоположная.

Проблемы нашей авиации, в ходе проведения первого этапа СВО, связанны не с недостаточным количеством БпЛА, а с отсутствием господства в воздухе, необходимой номенклатуры ВТО в нужных количествах и неудовлетворительным информационно-разведывательным обеспечением.

В тоже время было бы неправильным отрицать необходимость развития БпЛА для решения каких-либо специализированных задач, как-то разведка, прорыв ПВО противника и даже поддержка в бою самолетов пилотируемой авиации. Все остальное: ИИ, 6, а то и 7 поколение и т.п. несколько оторвано от реальной потребности войск и сил даже в среднесрочной перспективе.

Различные БпЛА переднего края, барражирующие боеприпасы и т.п. к авиации имеют самое отдаленное отношение.